Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

И идея творения мира связывается не только с дэвами, но и с асурами. Согласно этимологии, асуры (от "аса" — "огонь") — это жизненные силы, на которых основывается творение. Дэвы ("светлые" родственники Дьяуса) — внешние потоки, которые управляют этой энергией свыше: с "небес". Совладать со стихийной силы асуров дэвы поручают десятирукой матери-Дурге, вручая ей всё свое оружие. Дурга побеждает асуров оружием богов — или умом, который в древних мифах неразделим с хитростью. Прикинувшись красавицей, она сеет вражду между асурами, и те, сойдясь в решающем бою, убивают друг друга. Так в упорядоченном мире видимой материи нейтрализуют друг друга хаотические силы природы.

Позднее созидающая роль матери-Дурги переходит к Вишну — который, по образу будучи наследником древнего царя богов — громовержца, летает на орле и вершит законностью. Как и Дурга, Вишну убивает асуров ради творения мира. Он заключает с ними договор: если он не уступит асурам в битве (а победить он их не может, в силу их первичности), они исполнят любое его желание. Вишну остаётся непобежденным, и его желание неизменно: убить асуров. Асуры соглашаются — единственное их условие, чтобы это произошло на сухом месте. По логике мифа, такая просьба естественна: для сотворения мира необходим остров суши. Но где же его найти в пустынном океане первозданных космических вод, где происходит эта битва? И Вишну отсекает им головы у себя на коленях.

Этот акт в пуранах именуется жертвоприношением: сотворение мира предстает как религиозный ритуал. Интересно также, что с противоборством богов и асуров связывают ритуалы не только жертвоприношения, но и гостеприимства: дэвы выступает в роли гостей на земле асуров, распоряжаясь теми дарами, что предоставляют им гостеприимные хозяева. Используя ресурсы хозяев, гости совершают жертвоприношение на их территории.[26] Если учесть, что исторически образ борьбы богов с врагами отражает реальные столкновения "своих" и "чужих", такое представление подчеркивает необычно мирный характер этого противостояния. Чтобы наделить мировую битву добра и зла характером гостеприимства — европейскому уму не обойтись без философского понимания взаимодействия идеи и энергии, духа и материи: составляющих необходимые крайности непостижимого бытия.

Как видно, асуры равноправны богам и даже изначально сильнее их. Они могут побеждать дэвов и приобщаться к их небесному бессмертию. Все они участвуют в едином закономерном процессе, и ни один из них изначально не выше него. Лишь позднее появляются боги, способные подчинить этот процесс себе: это асур Шива, и дэвы Брахма и Вишну, которые становятся главными богами позднего индуизма.

БОГ ТРОИЦУ ЛЮБИТ —

ГЛАВНАЯ ТРИАДА ИНДУИЗМА

Известная триада: творец-Брахма, созидатель-Вишну и разрушитель-Шива — не просто дополняющие друг друга силы, выражающие привычный нам логический принцип: тезис-анитезис-синтез. Каждый из этих богов сам по себе имеет и творящую, и созидательную, и разрушительную функции, и каждый из них — веха истории.

Появление Брахмы — бога закона — связано с развитием брахманизма: ритуальной стороны религии, что сопоставляет его знаку Весов. Стремясь возобладать над природными силами, люди разрабатывали методы взаимодействия с ними. Так рождались ритуалы, заставлявшие богов уступить человеку, и оформилась каста брахманов. Ритуалы стали выше богов, и таким образом над ними возвысился Брахма, олицетворивший сами обряды и воплощенное в них знание. Как персонификация воли небес, он примкнул к дэвам. Женой Брахмы стала Сарасвати — богиня речи, азбуки деванагари и Вед.

< Назад | Дальше >