Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Точка соприкосновения внешнего и внутреннего — Солнца и Луны — формирует характерное для Льва пантеистическое мировосприятие: умение видеть Бога во всем. Пантеистический взгляд стремится одушевить всю окружающую реальность, наполняя её духом предметов, растений и животных, людей и явлений. И на таком восприятии основывается внутренняя глубина и эмоциональность Рака, его умение видеть скрытый смысл вещей и способность к син-тезу — которую ярко демонстрирует индуизм, не спорящий ни с каким религиозным течением, но органично вбирающий в себя их все.

Развитие такой способности в сфере религии и подчеркивает многобожие: и неслучайно Индия сохранила его до наших дней. Одной гранью сомн богов-понятий раскрывает многообразие внешнего мира, другой — описывает разные психологические качества и внутренние потребности души. Понимая это, христианин, в особенности если он Лев, не станет фанатично противопоставлять себя язычникам, а согласится, что видение Бога во всем — не только самая древняя, но и вовеки современная религиозная идея.

Мы можем без ущерба для души основывать наше представление о мире на любом архетипе столь глобальном, как архетипы планет или древних богов: если только выйдем к его корням. Вполне закономерно, что в эпоху открытия Плутона и двух мировых войн для объяснения действия божественных сил выбирается образ Агни-огня. Не будет ничего удивительного, если в грядущую эру Водолея в проведении нового потока (или хорошо забытого старого) новые учителя будут опираться, скажем, на образ бога небесных вод Варуны. Часто встречающееся в современной литературе имя Дэва — просто "бог" или "господин" — воскрешает забытый образ пра-индоевропейского бога Небес Дьяуса (чье имя значит "свет" и от которого произошли имена Зевса и Юпитера). Это персонаж водолейского архетипа, мало персонифицированный и безликий: так не имеет особенностей Небо, равное ко всем людям.

Древний религиозный пласт богов природы — который Индии удалось сочетать с современной культурой, един для разных народов, национальные особенности которых сформировались позднее. Поэтому он служит хорошей почвой для понимания возникших позже религиозных представлений и различий. И даже — для объединения религий: неслучайно уже в середине прошлого века идею единства всех вер провозгласил для мира индус — Рамакришна. Для него ключевым оставался образ Матери-Кали (богини архетипа Сатурна, матери-Земли и времени, разрушающей мир в конце времен и хранящей семена всех вещей). Это и сейчас один из самых популярных образов индуизма: кроме Шивы, больше всего храмов в Индии посвящено Матери. Её часто называют просто богиня — Деви: женская ипостась бога ясного Неба Дьяуса — праотца богов, в образе света раскрывающего природу их единства.

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

— ДЭВЫ И АСУРЫ

На второй стадии развития сложная как жизнь мифологическая панорама действия мировых сил — шестиста или шести тысяч индийских богов!— упрощается в более доступные европейскому уму модели. Прежде всего, боги противопоставляются друг другу как дэвы и асуры: внешние, светлые силы Небес — и внутренние, тёмные энергии Земли. Эта присущая мифологии поляризация сил выражает извечную борьбу добра и зла, служащую толчком всякого развития. Её живописует образ битвы небесного и подземного царей (архетипов Юпитера и Плутона), который мы найдём в любой культуре и который исторически отражает борьбу народов между собой. О нем повествует главный пра-индоевропейский миф о сражении громовержца со змеем (откуда возник и христианский образ Георгия Победоносца).

Но — обратим внимание! — Индия и Восток в целом отличается от Запада тем, что там противоборствующие силы сосуществуют: одна не отрицает другую (как Бог — Сатану). Даже змей Вритра в "Махабхарате" предстает мудрецом, принимающим своё поражение: уча своего победителя, царя богов Индру, бренности земного бытия.[25] Ему приписывается авторство медицинских трактатов.

< Назад | Дальше >