Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Изображения древних богов можно видеть на старых храмах. Но не только. Ведь основы древнего знания, записанные в Ведах, связаны с этими божествами. Вся индийская мифология носит философский характер. Веды — такое же священное писание, как и Библия, и не менее ценное для мира.

С современной точки зрения, образы этих древних богов, мифы о которых поразительно схожи на разных концах Земли,— описание неких универсальных принципов деятельности души и самой жизни. Это эйдосы или космические ритмы, которые могут воплотиться в мире природы и человеческом сознании в разной форме — но в любом воплощении сохраняет направляющий вектор своей вибрации. Они рождают вечно повторяющиеся качества и типичные модели поведения людей: которые психология вслед за Юнгом называет архетипами.

И в образах индуистских богов можно увидеть как физический, так и метафизический смысл, — как пишет о них Блаватская: "... земное тесно связано с миром духовным, из которого исходит и которым снова поглощается. Например, Агни — бог грома, Сурья — бог Солнца, Вайю — бог ветра и Агни — бог огня; все четверо, подвластные этому первоначальному божественному принципу, исходят из лона Хираньягарбха, "божественного света" ("золотой зародыш" в современном переводе Ригведы). В этом случае они (боги), подвластные единому принципу, суть духи или олицетворенные силы природы. Но посвященные в таинство адепты Индии весьма хорошо понимают, что вместе с этим бог Индра, например, просто звук, происходящий от столкновения электрических сил, или, вернее, само электричество; Сурья не бог солнца, а центр огня в нашей системе — эссенция того, из чего проистекает огонь, тепло, свет..."[22]

На западе силы, воплощенные в природных и астральных божествах, ушли на периферию эзотерики, отвергнутой официальной религией,— в Индии они живы и почитаются до сих пор: хотя храмы богов природы остались музеями. Они живы в священном писании Вед и практической астрологии, без которой не обходится ни одно важное мероприятие. А главное — к философским мифам индуизма апеллируют современные мыслители, продолжая выражать свои идеи через образы богов. Яркий пример — интегральная йога Шри Ауробиндо, родившегося под знаком Льва и воспевшего в поэме "Савитри" Солнце.

И огонь-Агни в агни-йоге Рериха — не только метафора состояния (нисхождения потока энергии или подъема силы кундалини). Этот образ подспудно соотносится с идеей некогда священного бога, воссылавшего жертвоприношение к небесам и в этом акте объединявшего собой всех богов, а потому воплотившего представление о единой природе божественного. Веды пишут о нем[23]:

"Я видел пастуха, без отдыха

Бродящего по дорогам туда и сюда.

Скрываясь в водах, текущих вместе и в разные стороны,

Он шевелится во всех существах.

(РВ I,164:31)

В Ведах Агни — это энергия, рождаемая и "сверху" (от божественного духа небес), и "снизу" (от природы земли), и изнутри (из изначальных вод истока жизни). Она наглядно выражает себя в детях и растениях как сила роста и развития, а людям старшего возраста открывающаяся через усилие. Это помогает нам понять, что и для других народов так называемые "языческие" боги не были только природными силами, а связывались с наиболее глобальными общечеловеческими представлениями, которые актуальны и по сей день. Возникшая на почве древнего мифологического взгляда на мир астрология именно эти энергии — и одновременно идеи — называет планетами. Астрология описывает их соотношения между собой: которые столь же сложны, как мифы древних — и как сама жизнь.[24]

Обращаясь к образам ведических богов, Шри Ауробиндо тяготел к персонификации явления вечности, как Лев: и это характерная черта этого знака, также близкого характеру солнечной Индии. Из глубины веков сквозь более поздние формы религии Индия доносит до нас многобожие, ставя акцент на самобытности богов и их качеств. Это сопоставляет индуизм летнему стабильному знаку Льва, по логике эволюции предшествующему и готовящему почву для идей кардинального знака Рака. Рак — знак богатства внутреннего мира. Но богатство души лишь отражает полноту и совершенство внешнего мира — которые символизирует Лев. Это знак блистающей цивилизации, с чем соотносится наше представление о царственности Востока.

< Назад | Дальше >