Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Целью знания, кроме морального совершенствования (соответствия общественным законам Весов) мыслится восстановление прежних, более совершенных порядков в государстве (в астрологии соответствующих архетипу Козерога, предыдущему кардинальному знаку по отношению к Весам в прецессионном движении Зодиака). А также "исправление имён"— восстановление смысла прежних, более истинных понятий ради определения истинного незыблемого сатурнианского закона. Разница с даосизмом, который определяет закон на момент, здесь обусловлена необходимостью поиска фундамента абстрактной философии Весов. Его дает возвращение к тем традициям, которые когда-то дали толчок развитию сознания, но сохранились лишь как смутные воспоминания о лучших временах (аналог "золотого века").

"Правильные имена естественным образом будут превращаться в законы, а неправильные непременно будут отброшены. Когда имена правильны, а законодательство совершенно, тогда совершенномудрые могут пребыть в недеянии,"— таков конфуцианский идеал и идеал безупречного порядка, который так любит наводить знак Девы. Овладев традицией, Дева может трансформировать её — примером чему и является деятельность Конфуция.

Эту психологическую ориентацию Девы хорошо иллюстрирует Япония, в основу культуры которой легли слившийся с даосизмом буддизм Китая и его конфуцианская традиция. Японская культура представляет собой совершенно самобытное явление, и сориентирована она уже не столько на идеалы эстетики и гармонии, сколько на приложимость этих утонченных идеалов к разумной деятельности. Японский мастер ищет красоту в работе: в тоньшине стружки, оставляемой до невозможного остро наточенным рубанком, в совершенстве протеза, копирующего человеческую ногу,— в идеальном функционировании всех механизмов, исполняющих службу человека, как и самого человека в механизме общества.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

Если в даосизме раскрывается психология творчества человека, то конфуцианство основывается на коллективной деятельности людей. Эти две религии объединяет разработка общей темы — которую можно назвать философией культурной деятельности. Вытекшее из конфуцианства учение Мо-цзы (моизм) говорит о том, что каждый человек должен заботиться об интересах других и относиться к их делам, как к своим собственным. Все усилия правителя также должны быть направлены на то, чтобы "голодные получали пищу, мёрзнущие — одежду, а уставшие от труда — отдых". Моизм характерен принципом "всеобщей любви" и идеей "уважения талантов", согласно которой "сильный — силой помогает людям; богатый — богатством делится с людьми; обладающий знаниями — обучает людей".

Это — во многом принцип жизни Девы. Не правда ли, он напоминает нам общественный идеал реализовавшегося в Китае социализма (который в Греции описывал Платон, иногда также признаваемый Девой)? Только у Мо-Цзы она лишена уравниловки: Дева — знак иерархии вслед за Весами, для которых характерна идея достижения нового уровня. И социалистический принцип: от каждого по способностям — в моизме достигается внутренним совершенствованием людей, развитием в них качества "гуманности". А распределить блага по потребностям помогает совершенное государственное устройство, обеспечить чёткую и бесперебойную работу которого — внутренняя потребность знака Девы, происходящая от присущего ему чувства порядка.

Это мировоззрение близко родившимся в 1929-42 годы, когда Нептун проходил по знаку Девы: давая тенденции к абсолютизации работы и здоровья, и забвению более возвышенной веры (что соответствует изгнанию в этом знаке планеты веры Нептуна). В жизни Дев обычно отличает чувство долга и они нередко стремятся к самосовершенстованию для лучшего исполнения жизненных задач. И в философии, и в религии Дева признаёт лишь практически приложимую мудрость. Подобно этому, в конфуцианстве образ совершенномудрого философа сближается с образом хорошего государственного деятеля; и если оно предполагает повиновение народа правителю, то именно такому, который наделён человеколюбием в наибольшей степени. Мен-Цзы признавал право народа (или сановников) на свержение плохого правителя.

< Назад | Дальше >