Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

ВОЛЯ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Даосизм, стремясь к бессмертию и просто продолжению естественного существования в искусственных условиях общества, ограничивающих жизнь, интересуется вопросом сохранения жизненной энергии. В конфуцианстве на первое место выходит значимое для действия Девы понятие воли. "Воля — главное, а жизненная энергия — второстепенное... Укрепление воли упорядочивает жизненную энергию, так как когда воля сконцентрирована воедино, она движет жизненной энергией, когда жизненная энергия сконцентрирована воедино, она движет волей." (Конфуций) Задачу совершенствования конфуцианцы видели в активизации материальной энергии ци.

Напряжение воли актуально и потому, что действие, чтобы оно носило религиозный, конфуцианский смысл (ритуала ли), должно быть неформальным. "Если я не участвую в жертвоприношении всеми своими чувствами, я словно и не приношу жертв вообще,"— говорит Конфуций. Когда действие выходит на первый план, как это свойствено знаку Девы, оно часто становится механическим. Умение эмоционально включиться в дело, почувствовать его возвышенный, сакральный смысл — духовная задача этого знака.

Для даоса психика постоянно спокойна, для конфуцианца она напрягается для свершения, и потому должна расслабляться. И конфуцианство проводит актуальное для Девы деление на будни и праздники. "Нельзя держать лук постоянно натянутым, не расслабляя его, как и нельзя держать постоянно расслабленным, не натягивая."— Историческая аналогия этой идеи в связи архетипа Девы с праздниками-мистериями, отмечающими начало и окончание работ земледельческого цикла.

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Дева — знак преобразования реальности. Если даос, пропуская сквозь себя разные влияния, внутренне остаётся неизменен, как высший закон, которому он следует, то действуя по своей воле, человек изменяет себя, и в этом основа конфицианского самосовершенствования. "Не меняются только самые мудрые и самые глупые,"— пишет Конфуций, и это раскрывает нам смысл мутабельности (изменчивости) деятельного знака Девы как преобразователя реальности. Но при изменении необходимо иметь точку отсчёта, и потому большое значение получают нравственные определения: человеколюбие (жень) и справедливость (дэ) — низшие определённости даосизма — и даже ритуал (ли), необходимый для согласования действий разных людей между собой.

Главной задачей конфуцианства становится воспитание и обучение, за которое в астрологии также отвечает знак Девы, начинающий учебный год. Конфуций впервые в истории Китая создал частную школу, начав массовое распространение грамотности: она была общедоступной, и он имел свыше трёх тысяч учеников. Даже градация человеческих достоинств в конфуцианстве была основана на способности к приобретению знания предков. "Первое место занимают те, которые обладают врожденными знаниями, второе те, которые приобретают знания в ходе обучения, третье — те, которые учатся с трудом; на самой низкой ступени находятся те, которые, боясь трудностей, не учатся вовсе." Примерно таково же отношение к школьникам и в наши дни.

< Назад | Дальше >