Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

"Образование делает человека человеком"

(Конфуций)

ПРИНЦИП ПОРЯДКА

Однако порой неожиданности стихии всё же проникают в жизнь Востока, заставляя и теплый юг бороться за свое существование. А практиковать недеяние в ситуации внешней дисгармонии доступно лишь избранным. И в Китае, несколько в противовес даосизму, получила распространение конфуцианская философия, целью которой было дать практическую ориентацию человека в жизни. Подобно христианству, конфуцианство прочно вошло в жизнь как общественное мировоззрение и религия через несколько веков после смерти своего создателя и успешно существовало две тысячи лет: ещё в начале XX века в Китае для вступления в государственную должность требовалось сдать экзамены по учению Конфуция. Конфуцианство получило распространение в Корее и Японии, национальный характер которой отражает знак Девы.

Это мировоззрение становится понятным через философию деятельности, отражающую земледельческий архетип переменного знака Девы, являющего развитие кардинального знака Весов. На стадии складывания этого архетипа люди поняли и зафиксировали в мифах единство космических процессов (смены времен года) и земной деятельности. Они осознали мистериальную роль труда, при помощи которого человек сам становится участником великого процесса преобразования. Вместе с природой он сопереживает ее осеннюю смерть и весеннее возрождение. И то, что, выступая помощником природному процессу, он сеет семена и берет в руки серп, делает его сопереживание активным. Оно фиксируется в земледельческих праздниках, посвященных умирающим и воскресающим богам. В этих праздниках мы можем увидеть вполне даосскую, весовскую идею, что человек мыслит и свою жизнь подобием жизни богов: и вправду, его деятельность должна быть подобна деянию бога, чтобы зерно росло и давало урожай. И разве он не умирает для момента, когда самоотверженно трудится ради будущего, переставая воспринимать жизнь и наслаждаться ей? А его труд не становится залогом его будущей жизни?

Знак Девы выражает идею, что порядок жизни на земле должен быть отражением небесного порядка. Это — центральная идея конфуцианской философии. Архетип Девы выступает исполнителем по отношению к законодательному знаку Весов, который сам часто не нисходит до грубой физической реальности. И чёткое исполнение людьми в обществе своих обязанностей, свойственное знаку Девы, иерархия и регламентация Китая как раз и давала возможность развитию даосского миросозерцания.

Весы и Дева — два наиболее "культурных" знака, удалённых от самой стихийной точки Зодиака — точки весеннего равноденствия (грань мятежных Рыб и ярко заявляющего о себе Овна). Они отрицают личное во имя общего. Сравнивая даосизм и конфуцианство, мы можем сказать, что в обоих этих учениях выражено стремление подчинить себе природу и себя — высшим законам природы, жить и действовать в социальной гармонии, ставя её выше личных предпочтений. Конфуцианство подчиняет человека деятельности во благо общества, очищая даосизм от возможных злоупотреблений, которые может вызвать как следование своему естеству, так и абстрагирование от него. Конфуцианство определяет ту меру, в которой сочетаются между собой естественность и культура на основе критерия деятельности.

"Если в человеке природное побеждает культуру, он становится дикарём, если же культура — природное, то учёным-книжником. Только когда культура и естественность в человеке уравновешивают друг друга, он становится благородным мужем,"— пишет Конфуций. В процессе труда потребности естественной природы человека, скрываемые гармонией недеяния, наглядно дают о себе знать, и их начинает учитывать и философия: так, конфуцианский философ Мен-Цзы призывает не превышать природных возможностей.

< Назад | Дальше >