Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

В мифологии бессмертие часто ассоциируется с покровителями знака Весов — божественными кузнецами: они могут сковать его своими руками, отсрочить смерть или запереть её в сундук — и в этом даосы им подобны. Естественность неумирающего природного процесса дает залог бессмертия человеку, отождествившему с ним. "Когда цветы опадают, обнажаются скрытые в них семена. Жизнь всегда одолеет увядание и смерть. Кто это поймет, постигнет душу Неба и Земли."[16] Знак Весов — создатель утопий, он рождает мечту (Луны). Но вершина Весов — результат Сатурна, и порой мечта воплощается в жизнь: подобно тому, как сегодня создаваемые теми же кузнецами летающие повозки стали реальностью.

Эта возвышенность даосской философии, её вырывание за грань видимого мира в беспредельное, издревле побуждало даосизм сомневаться в богах и сближало его с атеизмом. Небожитель — не бог, но высоко стоящий человек, и высокая оценка человеческих способностей — одно из характерных качеств знака Весов. "Если Небо обделит меня счастьем, я восполню это величием своей добродетели. Если Небо заставит меня до изнеможения трудиться, я противопоставлю этому возвышенность своего сердца. если Небо не даст мне удачи, я пробьюсь к ней своим путем. Что может Небо поделать со мною?"[17].

Здесь не отрицается предопределенность судьбы (Сатурн) и высшие силы, действующие над нами, но утверждается равенство человеческих возможностей небесным, выраженное уже упоминавшимся афоризмом Чжуан цзы: "Небо и человек не превосходят друг друга". Потому философию даосов можно сопоставить "прыжку выше своей головы", о котором говорил Ницше, родившийся под знаком Весов. Можно предположить, что даосизм будет близок всем, кому понятна философия Ницше или Хайдеггера — другого популярного ныне философа этого знака. А в целом мировоззрение Весов свойственно поколению 1943-1957 годов, когда Нептун находился в этом знаке: оно постигает веру через ее культурные образцы и красоту этических норм (порой неисполнимых в конкретной реальности).

Даосизм приподымает нас над миром, в самой обыденной жизни заставляя постичь хрупкую и возвышенную, божественную гармонию момента и довериться ей, забывая обо всем остальном. Творчество Весов заставляет человека выйти за рамки обыденности, нередко путем покидания её — отчего китайские мудрецы предпочитали службе уединенную жизнь на природе. "Только те, кто безучастны к делам обыкновенных людей, могут заниматься делами, к которым безучастны обыкновенные люди",— говорит китайский литератор 17 века Чжан Чжао ("Тени глубокого сна"), в жизни и творчестве продолжая традицию древних мудрецов.

И всё же тот утопический прекрасный мир, что творят даосы, не близок нашей культуре. Если взглянуть на него поближе, у многих он вызовет лишь недоумение: "Никто не правит той страной: каждый живет там по своему собственному обычаю. Радость жизни неведома там, равно как и страх смерти; потому там нет преждевременной смерти. Самоотречение неведомо там, равно как и развод; потому там нет ни любви, ни ненависти. Никто там не пользуется привилегиями, никто не пребывает в немилости. Они входят в воду и не тонут, проходят через огонь и не сгорают. Они подымаются в воздух, как иные ходят по земле; они отдыхают в пространстве, как в своих постелях. Облака и туманы не застилают их взора, удары грома не заглушают их слуха. Ни красота, ни уродство не трогают их сердца." Таково описание духовного Центра мира, открывшееся во сне совершенномудрому китайскому царю.[18] Там царит полное равновесие, мир и гармония, уподобляющая людей богам, но захочет ли лететь туда наш мятежный дух?

Астрологически мы можем говорить здесь о нехватке активности Марса, побуждающего людей к действию. Весы — самая слабая позиция Марса. В условиях южного климата солнечная энергия сама поддерживает динамику человеческой жизни, и нет необходимости в дополнительном стимуле. Но северным странам нужен более сильный толчок, чтобы не уподобляться медведям, на долгую зиму впадающим в спячку (как ещё сравнительно недавно делали предки на нашей территории), и пробуждаться к жизни и любви. И радость, и страх просто необходимы нам как стимулы к преодолению суровых природных условий. Север не мыслит жизни без борьбы. И мы не можем полностью положиться на следование природе вещей, ибо в ней не заложено, скажем, существование многомиллионного города Ленинграда на 60-й параллели Аляски. Требуются тысячи, десятки и даже сотни тысяч лет, чтобы природа гармонично приспособилась к экспансии человека.

Поэтому в наших условиях расслабленность даоса легко обернется ленью, возвышенность — снобизмом, а недеяние — бездействием. Чтобы следовать восточной философии, человек должен преодолеть свой природный стереотип и социальные привычки; и создать особые, более безопасные, условия существования, оградив себя от резких перепадов жизненных стихий и грубости сурового севера. А потому, лишь научившись бороться в совершенстве, житель нашей территории сможет следовать философии "деяния без борьбы", и "имея оружие, не показывать его": как, согласно Лао-цзы, должны вести себя граждане идеального общества. Это тоже будет воплощением китайской гармонии полярностей — только более далеко отстоящих друг от друга, чем крайности в жизни древнего Китая.

КОНФУЦИАНСТВО

"Воля движет жизненной энергией."

< Назад | Дальше >