Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Поэтому дао называется у-цзе ("не-законом"). Но в нем содержится порядок или структура — "ли": это слово первоначально описывало прожилки в нефрите или волокна в древесине. Это закон, не устанавливаемый сверху, но выявляемый изнутри. Позднее тем же словом обозначаются ритуал: и это предполагает, что ритуалы по сути — проявление наиболее гармоничного и правильно способа действия, человеческая модель естественного порядка вещей. То, что ритуал сегодня нередко ассоциируется с чисто формальной процедурой, оторванной от природных корней,— связано с нашим неумением сознательно отслеживать этапы спонтанного жизненного процесса. (Формализм — один из характерных недостатков знака Весов, для которого внешняя эстетика нередко подменяет внутреннюю суть.)

Сдерживая первый интуитивный импульс души, останавливая его, знак Весов лишь стремится перевести спонтанную деятельность духа на более высокий (сознательный) уровень и тем исполнить свою эволюционную роль (что соответствует второй экзальтации в Весах Урана, заместителя Сатурна по септенеру). И в "Дао дэ цзин" за мнимой пассивностью правителя кроется его жесткая опора на себя (Сатурн) и выработанное умение править не вопреки природе: "Я ничего не предпринимаю, и люди изменяются. Я наслаждаюсь безмятежностью, и люди становятся порядочными. Я не прибегаю к силе, и люди богатеют. Я чужд амбиций, и люди возвращаются к простой жизни." (Дао дэ цзин, 57)

Такое возможно благодаря взаимосвязи всего, органически присущей архетипу Весов (Весы — знак партнерства, налаживающий связи и гармонию между людьми, а согласно более созерцательному взгляду — проявляющий уже существующую гармонию, просто дающий возможность ей проявиться). Дао согласовывает принципы всех вещей. На идее всеобщей взаимосвязи зиждется взгляд, что если предоставить всему следовать своим путем, во Вселенной воцарится гармония, поскольку каждый процесс в мире происходит лишь вместе со всеми остальными. Сама природа (Уран) предоставила свободу своим творениям, и мы восхищаемся присутствующими в ней целесообразностью и порядком. Так неужто человек мнит себя активнее и дееспособнее Творца, устранившегося от мелочного контроля за творением и давшего нам свободу воли?

"Те, кто стремятся овладеть миром и управлять им, — они не постигли его. Ибо мир есть духовный сосуд и не подчиняется силе. Каждый, кто принуждает его, портит его. Каждый, кто постигает его, теряет его." ("Дао дэ цзин", 29) Недеяние (у-вэй) переводится также как "не-принуждение", "не-вмешательство", "не искусственность".[13] Это действие в направлении волокон ли: падение в сторону толчка, установка паруса по ветру, победа противника его же силой. Поворачивать руль следует в ту же сторону, куда кренится велосипед: лишь так можно избежать падения. А потворствуя велению своей природы — казалось бы усугубляя ситуацию, но на самом деле нащупывая внутренний закон меры и осознавая свой крен, мы избежим ошибок.

"Если воду не мутить, она сама по себе отстоится. Если зеркало не пачкать, оно само по себе будет отражать свет. Человеческое сердце нельзя своей волей сделать чистым. Устраните то, что его загрязняет, и его чистота сама по себе проявится. Радость не нужно искать вовне себя. Устраните то, что доставляет вам беспокойство, и радость сама воцарится в вашей душе."[14]

Верный способ действий зависит от ситуации, сути момента, на которой строится всякое взаимодействие: "Когда судишь о чужих делах, думай прежде всего о пользе и вреде. Когда решаешь собственные, прежде всего отбрось мысль о пользе и вреде"[15].

Даосизм — путь развития в себе способности постоянно ощущать гармонию с окружающим миром. Это то вымерение равновесия в каждый момент, которое соответствует названию Весов и в системе Зодиака более всего присуще этому знаку. Именно эта способность позволила развить непревзойдённые боевые искусства Китая, в основу которых положено подражание природе: часто поведению животных и птиц. Астрологически культурный акцент на боевых искусствах связан с изгнанием Марса в знаке Весов: цивилизованный мир отрицает грубую силу — но, вынужденный защититься от неё, должен заменить её квалифицированным умением.

Как можно соотнести Дао с привычным нам понятием Бога? Дао как творящее действует подобно духу (Вулкану, что в мифологии соответствует созиданию культурного демиурга наряду со стихийным). "Дао рождает единое. Единое рождает два: инь и ян. Два рождают третье, а третье — все сущее. Все существа несут в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию..." Но творчество Весов вторично в том смысле, что высший закон гармонии мыслится действующим уже в материальном мире. И потому Дао может пониматься и как то, что мы называем материей. Поскольку вещи состоят из материи ци (которую мы можем сопоставить с эфиром), один из первых комментаторов "И-цзин" писал, что Дао, "находящееся в великом начале, есть неразделённое ци". Благодаря противоположным силам ян и инь хаос, образованный из невидимых частиц ци, распадается на две огромные массы ян-ци и инь-ци, которые в слиянии порождают мир.

Обратим внимание на то, что само Дао не есть изначальное единство, но находится за его пределами. Оно не есть синтез инь и ян, и даже не является их матерью, оно никогда не называется Богом, и именно в этом смысле подобно абстрактному неопределимому закону, который в астрологии символизирует Вулкан-Хирон.

< Назад | Дальше >