Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

На китайской картине, как и в китайской поэзии, человек, отражая природу, точно вписывается в пейзаж: его душа сливается с ней, он ничем не противоборствует природе, и её силы служат совершенству его действия. Это отождествление до того сильно, что представляет парадокс сознания (Чжуан Чжоу, которому приснилась бабочка, проснулся и не мог понять: “Это Чжуан Чжоу стал бабочкой или бабочка стала Чжуаном Чжоу?"). С точки зрения астрологии здесь хочется отметить, что знак Весов в наибольшей степени раскрывает её основополагающий принцип аналогий ("что наверху, то и внизу, что внутри, то и снаружи"). Выверенный эстетизм Весов даже в религии уделяет такое же внимание внешнему, как и внутреннему,— одно является отражением другого: "У кого неряшливый внешний облик, к тому не приходит добродетель. У кого внутреннее состояние несовершенно, у того сердце лишено спокойствия."

Также нужно указать на то, что, несмотря на склонность к эстетике, Весы — мужской знак, не идущий на поводу у природы. Он не отдаётся потоку чувств, так же, как и потоку мыслей: сдерживает их в рамках момента и осознаёт их, что и делает возможным его чисто человеческое творчество. Поэтому Лао-Цзы говорит: "Покой — главное в движении". Лишь внутренний покой и соразмерность окружающему миру делает человека его искусным творцом подобно покровителю Весов мастеру-Гефесту. (И когда представители этого знака мечутся во власти своих чувств и барометр их разума то и дело "зашкаливает", они не исполняют своей измерительной функции — а значит, душа Весов остаётся неудовлетворена.)

Достижения философии даосизма помогают выработать чувство меры — утверждая доминанту разума над страстью. Когда разрушительные силы страсти отступают, роль разума остаётся созидающей. Способность осознавать себя в каждый момент, фиксируя свои чувства и мысли, и даёт человеку возможность творить. Можно сказать, что это — начало любой философии и любого религиозного пути, потому что без весовского умения измерить и взять в свои руки стихию движения мысли и чувства, эта стихия может стать опасной. Она будет угрожать прежним наработкам цивилизованного общества и понизит общий культурный уровень человека. Не случайно Весы в астрологии считаются знаком, определяющим эволюцию человечества.

ВОЗВРАТ К НАЧАЛУ

Человеческое самоосознание — это остановка в вечном потоке жизни. И чтобы оно не препятствовало движению, совершенномудрый не имеет ничего своего, что могло бы помешать естественному процессу бесконечного изменения и становления мира. Астрологически — лунному процессу. Весы — знак зачатия лунного знака Рака, рисующего образ возврата к природе. И целью человеческого совершенства мыслится достижение той гибкости, которая характерна для ребёнка. "Человек при рождении нежен и слаб, а после смерти твёрд и крепок. Все существа при своём рождении нежны и слабы, а при гибели — тверды и крепки. Твердое и крепкое — то, что погибает, а нежное и слабое — то, что продолжает жить." ("Дао де цзин", 76)

Надо иметь в виду, что возврат к природе здесь подразумевает внутренний стержень Сатурна, экзальтирующегося в Весах: сохранение культурных навыков человечества. Без этого неизбежно "впадание в детство", возврат к состоянию неосознающей себя природы (а в быту — просто лень). Гибкости и "слабости" даосизма сопутствует твердая память о себе и своих человеческих задачах (Сатурн, управитель противоположного Раку знака Козерога, дополняющий Луну). При этом, непосредственность реакции и свежесть впечатлений ребёнка освобождает нас от ошибок прошлого: следуя естественному потоку, душа сама обретает свою изначальную сущность. Это её свойство, её жизненная сила, одушевляющая для нас окружающий мир. По принципу аналогий она переносится и на сам мир: "В мире большое разнообразие вещей, но все они возвращаются к своему истоку (не во прах, а к своей изначальной жизненной сути)." Таково непосредственное представление о душе и мире знака Рака.

Казалось бы, такое понятие души свойственно всем религиям — и Христос тоже призывает: "Будьте как дети." Но философия Дао, отражая более раннюю стадию формирования понятий человеческого сознания, отражает лишь приход к миру души, её оформление, но не её преобразование. Стремление к природной естественности, преодоление искусственности человеческих установлений, провозглашает Чжуан Цзы, второй после Лао Цзы философ Дао: "Мешать человеку радостно жить — в этом преступление мудрецов. Если исправить вещи, это принесёт вред их естественным качествам. Небо и человек не превосходят друг друга." Как это не похоже на христианство (понятия и образы которого рождает архетип Овна, для которого Рак — знак зачатия. Здесь непосредственность души — опора, от которой происходит толчок, а в даосизме это цель)!

Поэтому даосская понятийная концепция может вести к отрицанию духа (в нашем понимании свободы воли как активного целенаправленного действия). "То, что не вредит, означает естественность. Когда вещи следуют естественности, духу уже нечего прибавить. Когда дух ничего не прибавляет, он перестаёт быть духом",— пишет комментатор Дао де Цзин Ван Би. И здесь, если мы упростим даосскую позицию (поняв недеяние как бездействие), мы можем прийти к отрицанию всякого пути и самой духовности. На самом деле консервативный принцип Весов и культурного общества "не навреди" не мешает проявлению свободы духа человека. Ведь этой свободе покровительствует планета бесконечного Неба Уран, символизирующая вечную трансформацию, активность которой нельзя ограничить никакими рамками.

Наиболее просто путь Дао можно описать как следование истинному желанию своей природы: недаром управителем Весов по септенеру считалась Венера. Один из основоположников даосизма Ле-Цзы рассказывает о бедняке, который летал с башни как птица, чтобы получить золото, нырял в глубину моря, чтобы добыть жемчуг, входил в горящий дом, чтобы спасти добро богатой семьи за вознаграждение. Люди считали его колдуном, но у него не было ничего, кроме страстного желания разбогатеть. Но в конечном итоге истинное желание души не в этом: и устремляясь к естественности, она интуитивно выводит человека на нужный для него путь.

< Назад | Дальше >