Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

ЗОРОАСТРИЗМ

БОРЬБА ПОЛЯРНОСТЕЙ

Близкой к природе остается самая старая из новых религий — зороастризм. Она опирается на мифологические и астрологические, натурфилософские и вполне материальные понятия четырёх стихий — кирпичиков мироздания и одновременно его духовных элементов. Согласно Геродоту, персы отождествляли бога с Небом, и почитали солнце, Луну, землю, огонь, воду и ветер. Они не строили храмов, не воздвигали алтарей и не поклонялись изваяниям, мысля божество растворенным в природе и одновременно чисто духовным. Такое абстрактное мировосприятие присуще знаку Стрельца, который символизирует дуализм и связь природного и человеческого начал, материи и духа.

Если верить Геродоту, совершая молитву и принося жертву, персы никогда не молились за себя лично: но всегда за царя и весь народ, причисляя себя к нему. Этот коллективный характер любого священнодействия также отражает общественный знак Стрельца. Превыше всего они ставили честность, и это — яркое качество данного архетипа.

В образе стихий зороастризм оперирует стрельцовской абстракцией атомов материи Козерога и выводит их на борьбу начал света и тьмы. Авестийский дуализм мира и акцент на борьбе добра и зла несомненно раскрывает динамику, азарт и критический настрой Стрельца. Согласно зороастризму, этот мир был сотворен духом зла Ариманом, который при творении опередил своего доброго брата Ахурамазду, а потом соблазнил сотворенную им первую пару людей, подобную Адаму и Еве. Потому мир обречен на гибель: и через 9 тысяч лет (число 9, появившееся поздно в сознании и мифах людей, означает немыслимо долгий срок) Ахурамазда одержит победу над Ариманом и создаст новую Вселенную. Пока же, чтобы хоть как-то исправить зло мира, к людям пришел пророк Заратуштра, который дал им нравственные законы, научив активно участвовать в мировой битве добра и зла.

Заратуштра учил противостоять злу с помощью "благих мыслей, благих слов и благих дел", причем акцент здесь ставится на последнем. Подразумевается, что человек действительно постоянно сталкивается со злом, видит его повсюду и имеет энергию бороться с ним, подобно яркому Стрельцу, а не просто пребывает в благодушном состоянии, как люди с пассивным Юпитером. Уделяя внимание действию, Заратуштра идеализировал “праведную” хозяйственную деятельность земледельцев, противопоставляя ее кочевничеству скотоводов, угрожавших набегами мирным поселениям (что отражает тягу Стрельца к твердому мироустройству и стабильному благополучию, которые символизирует планета Юпитер.

Но общественные принципы разума Юпитера ведут нескончаемую борьбу с инстинктивной природой Плутона. В этом — главный конфликт мировых сил, представленный задолго до Авесты в любой развитой мифологии. Он является стрежнем динамики развития человеческого сознания, которое на самом деле и является целью этой битвы добра и зла, находящей своё материальное воплощение в событиях нашей жизни.

Конфликт Юпитера и Плутона: дуализм добра и зла — остается стрежнем любой веры, по-разному преломляясь в разных религиях. В индуизме он формирует противостояние двух сил мира: девов (светлых, внешних, небесных сил) и асуров (темных, внутренних). В иудаизме он остается завуалированной тайной, на которой основывается все. В христианстве — становится ересью манихейства: возвратом к прошлому, более грубому представлению о мире, по сравнению с достижениями развитого интеллекта. Зато воинственный ислам, сменяющий зороастризм на его территории, делает целью борьбу со злом внешнего мира, битвой доказывая правоту добра. В то же время зло внутреннее, практически неустранимое в иудаизме и христианстве, рассеивается как дым страшных джинов при прикосновении к нему волшебным мечом (архетипическим аналогом мысли) — или просто рукой (аналог практического разума, владеющего миром).

< Назад | Дальше >