Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Первый религиозный ритуал Стрельца — репетиция удачной охоты. О нем рассказывают камни, выкрашенные красной краской и символизирующие убитых зверей, в которые воины попадали своими копьями. Это тренировка козероговского навыка метания копья — и внутренняя настройка целого племени на определенное действие: выработка духовного единения людей, и их связи с природой. Здесь можно вспомнить, что само слово "религия" означает "восстановление связи". Религия восстанавливает связь между людьми и человека с внешним миром: из архетипов (образов идей) которого соткана его душа.

Человеческий интеллект потревожил природу — поэтому оказался вынужден искать обратную связь с ней. Этому способствовали и ритуалы похорон, появившиеся 100 тысяч лет назад. Осознавая смерть, человек выступал убийцей зверей. Он нарушал гармонию, и потому сначала по-козероговски, своими руками хотел возобновить природный круговорот, хороня шкуру и кости убитого медведя, помогая ему переродиться. Позже связывать желаемое с действительным стала молитва — посланная к небесам абстрактная мысль Стрельца. Он посылает стрелу мысли из лука эмоций, натянутого между полярностями добра и зла, борьбу которых символизирует этот знак.

Это напряжение, дающее возможность полета духа и мысли, в мифологии описывает образ грозы — главная мистерия индоевропейских и других древних мифов. Во впечатляющей битве грозы сталкиваются небесный громовержец и его противник, подземный змей: индийские Индра и Вритра. Змей крадет у громовержца стада коров — богатые влагой тучи, тот возвращает их и поит землю их молоком, возвращая ей плодородный дождь. Нижний мир похищает, присваивает себе энергию, сохраняет её — верхний возвращает её жизни. В этом смысл вечной борьбы двух начал мира: тьмы и света, внутреннего и внешнего, а астрологически — планет Юпитера и Плутона. Прав белый свет — но без скрытой во тьме внутренней энергии он не может существовать. Освободить из плена материи скрытые в ней ресурсы, отдать их жизни, чтобы она расцвела — изначальная цель любой религии. Но какие ресурсы взять и куда направить — в этом различие разных вер.

Смысл жизни и цель всех людей изначально была одна — это была цель выживания. Она стала сознательной тогда, когда люди постигли существование смерти. И тогда она повела людей за собой к цели сохранить себя, свои навыки, свой род, свою память об умерших. К цели обрести бессмертие, бесконечное существование и вечную жизнь.

Культ мертвых достиг своего расцвета в древнейшей цивилизации Египта. Египтяне делали мумии не просто для того, чтобы сохранить любимое при жизни тело. За телом должен был вернуться дух, при смерти улетевший на небеса. Он должен был воссоединиться с душой, которая могла погибнуть в подземном мире, а потому о ней надо было заботиться — поминать в храме. А ещё надо было не забыть имени некогда жившего человека — его личности, индивидуальности: это было гарантией того, что все части его души сложатся, как надо. И египтянам не казалось странным, что в человеке бессмертна лишь какая-то часть. Ведь эволюция не завершена. В жизни человек достигает своей цели, но не полностью. Так же происходит и в смерти. Подобные верования о разных частях души, одна из которых бессмертна, другие же — нет, можно найти на всех концах света. Когда стало ясно, что человеческий род не прекратиться и не потеряет свою благоприобретенную историю, человек стал бессмертен — частично. Но это дало ему гарантию в будущем обрести вечную жизнь в полной мере сохранения индивидуальных существований. Из верований Египта христианство взяло свою идею воскрешения во плоти.

Древняя мифология, обожествлявшая природные силы, как и наука, описывала объективные закономерности мира. Но субъективный, личностный фактор в развитии культуры стал определяющим. И вот в V-VI веке до н.э., тогда же, когда в Вавилоне стали составляться первые личные гороскопы, в Иране, Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Европе появились учения людей, ставших искать личный путь возврата к изначальному. Легендарный Заратуштра и реально жившие в это время Лао-цзы и Будда создали учения, которые мы сегодня обычно и называем религиями, забывая о многотысячелетней предшествующей истории человеческой веры. За ними последовали легендарные Моисей и Христос, и реально царствовавший Магомет.

Новые религии выразили свои идеи о реальности не туманными мифами и многозначными образами, но ясными и определенными словами. Так стал мыслить человеческий интеллект. Изменилось мышление человека, изменилась история. Новые религии остались мостиком к прежнему единству человека с природой, которого сейчас столь трудно достичь. Они напоминают о древней, но доселе главной цели человечества — сохранить себя и обрести вечную жизнь — и ради этого зовут к новому единению общества, созидаемого людьми на всем протяжении человеческой истории.

Они действенны, пока есть нужда ставить акцент на личностном развитии человека. Ради этого они рождены. Но когда объективное отражение реальности сменяет субъективное, они нередко отходят в сторону, отступая перед наукой, в которой все по козероговски закономерно, и вера зиждется не на абстрактной мысли, а на опыте. И здесь надо не забывать, что непосредственный опыт — основа не только науки, но и религии: кирпичи Сатурна, из которых формируется козероговский стержень личности и скорлупа памяти её ещё требующей защиты, пока не до конца бессмертной души.

< Назад | Дальше >