Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Каждая культура вырабатывает свой взгляд на мир. И потом, проявляя интерес к более тонким процессам психики людей, на его основе рождает религию: свой идеал души и путь достижения этого идеала. И если за смыслом жизни обращаются к философии, то когда не хватает импульса жизни и действия, вспоминают о религии. Возвращенной связи с истоком, если буквально перевести это слово (re-ligo — "вновь связываю": в своем внутреннем мире то, что оказалось разорвано фактической реальностью вне меня). Религия выражает те наиболее глубокие идеи, которые тесно связаны с интимным пониманием своего "я" и смысла существования. Поэтому она столь сильно трогает душу человека, что вынуждает порой отстаивать свои взгляды с риском для жизни.

Вряд ли сегодня кто-нибудь серьёзно не согласится с тем, что любая религия мирового уровня — это путь к истине, уникальный и единственный. Утихли религиозные войны, на Западе процветают все виды религиозных сект и кружков, а те, кто исследовал глубины души в нашей стране в те годы, когда религия ещё была под запретом, обрели внутри себя некий синтез вер — кому какой необходим. Неисчислимое число раз повторена истина, что все религии говорят об одном и том же. Они описывают человека и его психику, которой на разных концах земного шара правят одни и те же законы. Суть внутреннего мира человека одинакова у всех людей, и расовые теории здесь недопустимы. Они грешат против общечеловеческой нравственности, которую следует принять как факт современной жизни. Это очевидно. Но различия между религиями настолько велики, что представители разных вер спорят и враждуют до сих пор, обнажая страшную силу идеологического конфликта в мировой политике, как и в личном общении. А конкретные черты единства разных вер остаются доступны лишь избранным.

Невозможно понять глубину единства религий, не осознав сначала их различия: того вклада, который каждая из вер вносит в мировую культуру. Подчеркивая ценность различий в разных религиях, можно привести слова английского философа А.Тойнби: "Чтобы узреть божественный свет, существует религия, но и она не в состоянии достигнуть этой цели, если в ней не находит правильного отражения многообразие человеческой природы. Если каждая из высших религий не отвечает глубинным нуждам человеческого опыта, действительно трудно понять, почему каждая из них сумела исторически объединить столь большие массы человечества."[2]

Различие религий философия связывает с особенностями национального духа и просто с географией местности. Так Ч.Элиот писал: "Идеи, подобно империям и расам, имеют свои естественные границы. Можно, например, сказать, что Европа — немагометанский край... А в районах, расположенных к западу от Индии, индийская религия экзотична и носит спорадический характер. И это при том, что влияние Индии в Восточной Азии было выдающимся по размаху, силе и продолжительности".[3]

Понимание различия религий в связи с особенностями жизни людей в разных частях Земли и позволяет надеяться на их конечное единение. Специально для ортодоксальных христиан приведём ещё одну цитату А.Тойнби: "Если бы последователи живых религий признали общее происхождение божественных даров, они могли бы отказаться от борьбы между собой, с тем, чтобы двигаться вместе к единой цели... Тогда высшие религии перестали бы играть роль камня преткновения, но стали бы закономерным дополнением к тому многообразию, которое существует в природе человеческой психологии. Это совершенно необходимо, если справедлива догадка христианства, что Бог есть Любовь. Ведь любовь стремится каждого привести к Богу (Иоанн 12,32), а Он стремится, приблизив все человеческие души к себе, тем самым приблизить их к великой тайне. И будут тогда объединены в едином порыве все человеческие усилия, и будет избран тот духовный путь, который приведёт человечество к единой цели. "Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому даётся проявление Духа на пользу." (I Кор.12, 4-7)[4]

Для описания психологических особенностей национального духа, лежащего в основе разных религиозных традиций, удобен язык архетипов (здесь наиболее известными и универсальными являются архетипы Зодиакального круга: подробно описанные в нашей книге “Астрология и мифология”[5]. Если отталкиваться от исходного единства религий, то особенности какой-либо религиозной системы, отличающей её от других, предстанут как её отход от единой истины, стоящей по ту сторону слов. Однако архетипический взгляд видит в различиях не недостаток, а достоинство: преимущество одной системы перед другой в определённой области. И потому он помогает понять мировую роль каждой религии, в глобальном смысле соответствующую исторической роли создавшего её народа.

Каждая религия фиксирует некий этап развития человеческой души и в этом смысле развивает определённые астрологические архетипы мышления о мире. Мифология выявляет первый, непосредственный и глобальный пласт архетипов — религия же начинает оперировать с выявленными формами души, делая первую попытку не просто осмысления мира, но и преобразования его.

Любая религия является культурным явлением, имеющим определённую географическую и историческую почву для своего возникновения. Она имеет связанные с этим особенности, присущие ей способы работы с душой и ключевые идеи. Религии разных стран соответствуют особенностям их национального характера. А он традиционно сопоставляется астрологическим характеристикам по ряду аналогий (к ним можно отнести: величину, местоположение и рельеф территории; историю хозяйственно-экономической деятельности и складывания нации; важнейшие исторические события и их даты; культурные особенности и ведущие принципы политики; даты рождения и смерти выдающихся людей и характер их влада в мировую культуру. Подробный анализ того, почему характеру какой-либо страны сопоставляется той или иной зодиакальный архетип, увел бы нас от описания самих религиозных концепций в сторону внешней жизни и оттого не входит в объем данного исследования. Интересующихся можно отослать к разделу "Астрология и география" нашей книги "Искусство астрологии"[6] или книгам по мировой астрологии.)

Как метод описания мира, система архетипов помогает нам понять характерные черты разных религий, их психологическую основу — и соотнести их с индивидуальной душой конкретного человека. Каждому человеку ближе те или иные психологические подходы к его душе, и рассмотрение религий в астрологическом ракурсе даёт возможность понять, какие именно. Однако религия своей территории всегда остаётся доминирующей и бесспорно близкой жителю данной местности. Даже другие религии он склонен рассматривать сквозь призму её. Но сегодня нормой культурного человека стало не только уважение к своей религии, но интерес к культурным традициям мысли других народов — и достижения философии даосизма или буддизма уже тоже стали для нас "своими". Поэтому возможен индивидуальный подход к религиям — и это делает правомерным разговор об их психологических особенностях.

< Назад | Дальше >