Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Л.Я. Гозман "Психология эмоциональных отношении"

19

является подставным лицом (партнером экспериментатора). Информация может даваться либо в процессе реального общения, в ходе которого объект аттракции действует по строго определенной схеме, либо в виде магнитофонной или видеозаписи, либо в виде вербального сообщения о человеке, которого испытуемый даже и не видит. После этого измеряется аттракция к этому человеку.

Реже проводятся работы с незнакомыми людьми, организованные по схеме лонгитюдов, предусматривающие многократные измерения аттракции. Они дают очень ценную для понимания ее природы информацию, так как позволяют проследить динамику и детерминанты развития межличностных отношений. Эксперименты на уже знакомых людях представлены пока сравнительно небольшим числом работ. Особенно редки лонгитюдинальные исследования на стабильных парах — наиболее перспективные с точки зрения как чисто научной, так и практической. Правда, в последние годы положение изменилось, внимание исследователей переключается именно на устойчивые и развивающиеся отношения [157]. Отметим, что в отечественной психологии с самого начала изучения проблемы эмоциональных отношений основное внимание уделялось парам, состоящим из хорошо знакомых друг другу людей (см., например, работы Н. Н. Обозова [67, 68], Т. М. Трапезниковой и Е. П. Ивановой [89J, Э. Тийт [88], А. Тавит [87] и др.).

Эмоциональные отношения существуют в качественно различных группах. Можно говорить об эмоциональных отношениях между матерью и ребенком, между супругами, между товарищами по работе и т. д. Эмоциональные отношения связывают не только диаду, но и триаду или группу большего размера. Во всех перечисленных случаях эмоциональные отношения имеют некоторые общие законы, но, по-видимому, есть и своя специфика. Не все эти эмоциональные отношения одинаково доступны для научного исследования, не все представляют одинаковый | интерес с точки зрения решений практических и теоретических задач. Ограничивая круг анализируемых явлений, мы в дальнейшем будем рассматривать эмоциональные отношения лишь в парах, только иногда обращаясь к закономерностям эмоциональных

20

-отношений в группах из трех или более человек. Соглашаясь с А. А. Кроником [49] в том, что «основными координатами» пространства межличностных отношений являются статусно-ролевые различия и валентность отношений, мы добавим к ним еще одну координату — свободный или вынужденный способ создания пары. Об этой координате исследователи обычно не упоминают — более популярно разделение на формальные и неформальные отношения. Однако с точки зрения эмоциональных отношений нам представляется не очень значимой степень включенности индивидов в формальную структуру отношений. Дело в том, что эмоциональные отношения вполне могут и существовать в рамках такой структуры, и отсутствовать вне ее. В качестве примера можно привести близкие дружеские отношения между руководителем и подчиненным, с одной" стороны, и индифферентные отношения между двумя членами одной и той же неформальной компании — с другой. В первом случае они существуют как бы вопреки формальной структуре, во втором — отсутствие каких-либо помех не приводит тем не менее к развитию эмоциональных отношений. Свободный же или вынужденный характер создания пары принципиально важен для понимания закономерностей 1азвития отношений — если общение в паре с самого начала было неизбежным, не зависело от воли •участников (определяясь, например, близостью места жительства, родственными связями, принадлежностью к одной организации и т. д.), тогда они могли какое-то время развиваться и на нейтральном или даже негативном эмоциональном фоне. Если же пара создавалась по желанию обоих партнеров, как, например, пара молодых людей, познакомившихся «а улице, аттракция с самого начала оказывает детерминирующее воздействие на дальнейшее развитие отношений. Поскольку закономерности эмоциональных отношений более полно проявляются именно в свободно организованной паре, в дальнейшем мы будем рассматривать в основном пары именно такого типа.

Что касается статусно-ролевых различий, которые могут выражаться, в частности, в различном возрасте партнеров, то, не отрицая важности понимания

21

закономерностей эмоциональных отношений в гетерогенных по этим параметрам парах, мы будем ориентироваться тем не менее на пары, гомогенные по социально-демографическим признакам. Исключение будет сделано лишь для половой принадлежности субъектов — основное внимание мы уделим не однополым, а разнополым парам.

Объектом психологического анализа могут быть как положительные по знаку эмоциональные отношения — симпатия, дружба, любовь, так и отрицательные, представленные негативными полюсами перечисленных феноменов. Термин «аттракция» может использоваться и для обозначения негативных чувств к партнеру. Может показаться, что положительный и отрицательный полюса аттракции являются не более чем зеркальным отражением друг друга и что, следовательно, закономерности одного полюса применимы с учетом знака к другому, а исследования аттракции одного знака неспецифичны по отношению к исследованиям аттракции другого. Это не всегда так. Антипатия не есть просто «перевернутая» симпатия, альтернатива любви, по выражению Т. Рейка [182] — не ненависть, а равнодушие. Есть основания полагать, что существующие в обыденном сознании как противоположности полюса эмоциональных отношений в действительности являются не полярными (чем больше выражен один полюс, тем меньше — другой), а более или менее независимыми или даже взаимодополнительными, т. е. закономерно сочетаются в эмоциональном отношении к другому человеку (выраженность одного полюса может сопровождаться одновременной выраженностью противоположного). Заметим, что аналогичная ситуация характерна и для всего класса эмоциональных явлений — им свойственна амбивалентность, одновременное переживание субъектом и позитивных и негативных состояний [39]. Таким образом, можно считать, что наряду с действительно полярными эмоциональными отношениями есть и такие, полярность которых лишь кажущаяся и которые поэтому обладают специфическими законами и требуют отдельного рассмотрения.

В этой книге основное внимание будет уделено положительным проявлениям эмоциональных отношений. Можно назвать два основания для такого вы-

22

бора (кроме очевидной, невозможности охватить в рамках одной работы всю феноменологию аттракции в паре). Во-первых, положительный полюс эмоциональных отношений исследован значительно хуже, чем отрицательный. Это отражает исторически сложившееся в психологии большее внимание к негативным, чем к позитивным моментам человеческой природы. Консервативные по своей природе защитные механизмы изучены значительно лучше, чем творчество; жестокость — тщательнее, чем альтруизм, и т. д. Более того, долгое время существовала тенденция рассматривать положительные аспекты человеческой психики и поведения как своеобразную форму выражения отрицательных — творчество как сублимацию, кооперацию как объединение против общего врага и т. д. Эта тенденция стала преодолеваться лишь в 50—60-е годы, когда в отечественной и зарубежной психологии появился ряд работ, посвященных анализу творчества, психического здоровья, ответственности, любви [41, 63, 118, 157, 175]. Итак, относительно слабая изученность положительного полюса эмоциональных отношений делает их рассмотрение более важным и интересным.

Второе основание состоит в следующем. Как показал Л. М. Веккер [23], у положительных эмоций в диапазоне средних значений интенсивности «объектный» компонент обладает большей конкретностью и информативностью, чем «субъектный», у отрицательных же (в том же среднем интенсивностном диапазоне) — наоборот, субъектный выражен сильнее объектного. Это связано, по мнению Л. М. Веккера, в частности, с объектной направленностью как «главным вектором психики» [23, с. 143]. Таким образом, объект положительного эмоционального отношения отражен в сознании субъекта более конкретно, индивидуально, чем объект отрицательного, — в этом последнем случае внимание субъекта сконцентрировано на собственных негативных переживаниях, объект воспринимается более стереотипно, стигматизируется. А это значит, что положительные эмоциональные отношения в большей степени, чем отрицательные, связаны с реальным взаимодействием с другим человеком, и именно в них ярче, чем в отрицательных, проявляются не только общепсихологические,

23

но и социально-психологические закономерности. Итак, мы будем в основном говорить о положительных по знаку эмоциональных отношениях в свободно организованной, гомогенной по социальным и возрастным параметрам, преимущественно разнополой паре. В максимальной степени этим критериям отвечает, например, пара влюбленных или пара, связанная отношениями ухаживания. Вторая глава книги посвящена проблеме аттракции на первых этапах развития отношений: возникновению первого чувства-симпатии — антипатии. В третьей главе мы перейдем к поиску детерминант развития отношения в паре и особое внимание уделим чувству любви. И наконец, в четвертой главе будут рассмотрены процессы стабилизации и распада эмоциональных отношений.

§ 2. Актуальные проблемы исследования эмоциональных отношений

Признание актуальности и полезности психологического изучения эмоциональных отношений не снимает сомнений относительно возможности такого изучения. Сомнения вызваны как спецификой самого объекта — неясно, обладает ли он собственными закономерностями и может ли быть вписан в контекст психологического, прежде всего социально-психологического, знания, так и недостаточным на первый взгляд уровнем развития методического инструментария современной социальной психологии. Снятие, хотя бы частичное, этих сомнений и будет первым шагом на пути исследования эмоциональных отношений.

На интуитивном уровне эмоциональные отношения представляются абсолютно спонтанными, непредсказуемыми и ничем не детерминируемыми. Такая точка зрения в настоящее время не имеет широкого распространения в советской психологии. Значительно чаще встречается другая, полярная, позиция, согласно которой эмоциональные отношения не имеют законов, специфичных по отношению к закономерностям иных областей психики, или даже соматики, другими словами, могут быть непосредственно, без специальной теоретической и эмпирической работы,- вы-

24

< Назад | Дальше >