Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Е.Е. Вахромов "Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации"

Е.Е. Вахромов  

Предисловие

 

Эта книга посвящена проблеме развития человека и отражает не только хорошо известные научные факты и гипотезы, но и некоторые менее известные, в том числе полученные автором в результате собственных исследований. В известной мере она является результатом осмысления автором результатов своей деятельности в сфере практической психологии, несет отпечаток его субъективного опыта, поэтому некоторым известным фактам и гипотезам дается не совсем обычная интерпретация, они рассматриваются в непривычном контексте. Она адресована не только студентам, изучающим возрастную и педагогическую психологию, психологию развития и историю психологии, но может быть полезна и профессионалам, работающим в сфере практической психологии. Автор попытался написать её таким языком, чтобы она была понятна и непрофессионалу, интересующемуся проблемой развития человека.

Книга состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность проблемы развития; помимо психологического подхода к её решению даны краткие сведения о разработке этой проблемы в других науках и понятиях, используемых в её исследовани. В первой главе прослеживается эволюция философских и психологических идей, на основе синтеза которых возникла и развивалась гуманистическая психология, выявляются её основные задачи. В этой главе с разной степенью подробности представлены идеи К. Голдштейна, Г. Оллпорта, К. Левина, К. Хорни, Э Эрикссона, А. Адлера, К. Юнга и большой группы других не менее известных ученых, в сотрудничестве и полемике с которыми формировались взгляды участников движения гуманистической психологии. Во второй главе рассматривается теория самоактуализации, являющаяся важнейшим теоретическим наследием гуманистической психологии, в том виде, в котором она актуальна и сегодня. Подробно анализируются в сопоставлении с другими понятия «самоактуализация» и «самореализация», проводятся параллели с деятельностным подходом в отечественной психологии. Рассматривается структура теории самоактуализации, характеризуются её элементы и их взаимосвязи. Дается представление о гуманистической парадигме в психотерапии. В третьей главе проанализированы теоретические и организационно-практические проблемы, возникшие при разработке теории самоактуализации. Отдельно анализируются проблемы, возникающие на пути человека, пытающегося достичь самоактуализации, и методы их преодоления. Здесь же представлены некоторые тесты, позволяющие измерять продвижение к самоактуализации и взгляд на теорию самоактуализации через призму социально-когнитивного подхода в психологии. В четвертой главе теория самоактуализации рассматривается в контексте теории жизненного пути человека, а акт самоактуализации – как одно из важнейших событий жизненного пути. Рассмотрены некоторые проблемы психологического исследования личности, возникающие при применении событийно-биографического подхода к её изучению. Дана попытка очертить некоторые граничные условия самоактуализации, в том числе возрастные. На фоне некоторых сведений об акмеологии дана попытка сопоставления подходов к изучению личности в акмеологии и в теории самоактуализации. В пятой главе рассматриваются вопросы формирования представлений о норме и аномалии в развитии человека, и некоторые принципиально важные аспекты психологической практики, оказывающие существенное влияние на развитие человека. В конце каждой главы приводятся вопросы для закрепления изложенного материала и самостоятельного изучения. В резюме кратко подводятся некоторые итоги изложения по предложенной теме, которая является одной из наиболее актуальных и перспективных в настоящее время.

Автор выражает свою глубокую благодарность всем тем людям, которые причастны к его становлению, профессиональному и научному. Прежде всего, это относится к деканам И.В. Вачкову и В.С. Трипольскому, всем сотрудникам и преподавателям, создавшим на факультете психологии Столичного гуманитарного института творческую атмосферу, и особо - первым научным руководителям автора, Н.Д. Былкиной и И.Б. Гриншпуну.,

Что касается профессионального становления автора, то оно во многом связано с работой в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции ЦОУ МКО, с совместной практической деятельностью и обсуждением её результатов с сотрудниками Центра. Автор, в этой связи, выражает особую благодарность директору Центра А.И. Красило, предоставившему ему эту счастливую возможность. Автор выражает свою благодарность всем своим клиентам и пациентам, доверившим ему свои проблемы; коллегам по Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиге, делившимся своими проблемами и опытом; сотрудникам кафедры психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования, где автор проходил курс усовершенствования.

Эта книга создавалась на кафедре психологии Московского педагогического университета. Она несет отпечаток ее атмосферы, духа дискуссии и сотрудничества, единства теории и практики, созданного заведующим кафедрой О.В. Дашкевичем, её ведущими сотрудниками В.Э. Чудновским, Т.И. Шульгой и многими другими, с которыми автору посчастливилось лично познакомиться. Не менее важное значение для автора имело знакомство с работами этих ведущих специалистов в области изучения становления эмоциональной, волевой и смысложизненной саморегуляции человека и работами их аспирантов.

Это знакомство и все его последствия произошли благодаря научному руководителю автора В.Г. Степанову, подвигшего автора заняться научной работой, и приведшего его на кафедру. Именно В.Г. Степанов в наибольшей степени «повинен» в написании этой книги и её выходе в свет.

Особую благодарность автор испытывает по отношению к академику А.А. Бодалеву. Он прочитал эту книгу и сделал точные и ценные замечания, в результате чего она приняла свой нынешний вид; он привлек внимание автора к некоторым очень важным положениям и школам научной мысли; поставил автора перед новыми для него проблемами; побудил к дальнейшей работе над собой.

 

Москва, 2001

 

 

 

 

Дальше >

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38