Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А.В. Брушлинскии "Проблемы психологии субъекта"

Эти же характеристики — несколько в другом плане - анализируют также А.Л. Журавлев и его сотрудники, в частности, на совсем конкретном материале предпринимательской деятельности. Эмпирически выявлены некоторые типы российских предпринимателей, их мотивация, отношение к риску, конкуренции, неудачам и партнерству (подробнее см. дальше).

Во многих социально-психологических работах изучение типов и групп, обобщающее существенные особенности большого количества людей осуществляется путем исследования каждого из них как бы по одиночке (с помощью опросника и т.д.). Такой способ анализа сочетается с изучением испытуемых непосредственно в ходе их совместной деятельности, общения "лицом к лицу" и т.д. Так в исследовательской практике взаимодействуют психология личности и социальная психология, изучающие разных субъектов (индивидов и группы людей).

Например, П.Н. Шихирев и его сотрудники [122] анализируют межнациональные отношения и, в частности, конфликты в

процессе реального посредничества между конфликтующими сторонами. Другие аспекты столь сложной проблемы (этнические стереотипы, социальная перцепция межэтнических отношений и т.д.) они изучают с помощью опросника и других подобных методик. И, наконец, сделан качественно новый шаг в исследовании. Опираясь на некоторые обобщенные по всей стране данные социологии, социальной психологии и психологии личности, П.Н. Шихирев [137] проанализировал динамику социально-психологического состояния российского общества и попытался прогнозировать те или иные тенденции в ее развитии.

В ходе разработки таких прогнозов особенно остро встает вопрос о различии и сходстве между разными субъектами-индивидами, группами людей, этносами, конкретными странами и их союзами, всем человечеством в целом*). Обычно подчеркиваемые существенные психологические различия между ними не исключают, а, наоборот, предполагают значительную общность их психологических качеств, изучаемых психологией личности и другими разделами психологии (исторической, социальной, этнической, политической и т.д.).

Например, когда один человек или большинство людей в данной стране чувствуют себя (незаслуженно) униженными, ущемленными, испытывают комплекс неполноценности т.д., то в обоих этих весьма разных случаях может одинаково резко возрасти активность в целях устранения остро переживаемой ситуации.

Понятие субъекта (в отличие от понятия личности, группы и т.д.) создает, на мой взгляд, новые возможности для концептуализации не только различных, но и существенно общих психических качеств у столь разных субъектов. Тем самым появляется важное условие для единства психологической науки, компенсирующее тенденции к многообразию и — главное - к разобщенности между ее разноуровневыми отраслями (см., например, [156]).

Эта общность (несмотря на различия) между субъектами выступает очень отчетливо в ходе изучения современных особенностей духовного развития людей именно в нашей стране.

Например, КА. Абульханова и ее сотрудники показали, что в российской ментальности сейчас на первое место выходят нрав-

* Данная проблема — тем важнее, что одни специалисты считают возможным применять термин "субъект" лишь к отдельным индивидам, а другие, напротив, только к человечеству или, в крайнем случае, к очень большим общностям людей (нациям, странам и т.д.), но не к индивиду.

ственные ценности (это соответствует и социологическим данным, полученным в результате коллективного исследования под руководством НИ Лапина). В частности, моральные представления компенсируют правовые [4]. В.В. Знаков [54] в своих экспериментах выяснил, что для определенной части российского населения не столько важна сама по себе истина, сколько правда и справедливость.

Но направленность российского менталитета плохо учитывалась и учитывается руководством страны. О причинах этого можно сказать многое, но здесь мы опять-таки возвращаемся к главному противоречию — люди в руководстве в болыпнстве те же самые. И вполне возможно, что у части из них сохраняются партократические, номенклатурные навыки, когда мнением людей просто не привыкли интересоваться. Считалось, что все можно сделать директивными методами, и народ все выдержит. Однако раньше, когда царили сталинщина, КГБ и т.д., люди вынуждены были так поступать. Но теперь в России начинается свобода и проходят относительно свободные выборы в парламент и другие органы власти.

Многое в нашей стране объективно обусловлено многовековой историей. Мы — страна евроазиатская, как бы к этому ни относиться. Одно это уже показывает, насколько сложна наша ментальность, наша духовность, мы представляем собой достаточно противоречивое единство разных сторон человеческого духа.

В качестве примера можно привести знаменитый русский "авось", как его представляли некоторые историки. Действительного природным условиям Средней России и других регионов, урожай часто зависел не только от трудолюбия и профессионализма крестьян, но и от погоды. Крестьянин мог настойчиво трудиться все лето, а потом — какое-нибудь резкое похолодание, и все идет насмарку. В таком смысле русский "авось" отчасти отражает одну из противоречивых исторических особенностей страны и нашего духа.

Второй пример: высшей власти в России издавна свойственно абсолютное стремление к абсолютизму, к самовластью. В этом, быть может, главная причина того, что сейчас у нас с трудом налаживается взаимодействие всех ветвей высшей власти. Многие другие особенности России, по-видимому, также исторически обусловлены. Но это не дает основания для страшных выводов о том, что мы какие-то недочеловеки, "совки", "гомо советикус".

Если взять последние десятилетия нашей истории - революцию, сталинщину и т.д., то в этот период было столько тенденций противоборства и среди крестьян, и среди рабочих, и среди интеллигенции. И люди ведь не сломились! Тот факт, что так быстро обозначился крах официальной идеологии, доказывает: люди не были оболванены. Они многое прекрасно понимали, но выражали это в разных формах, психологически очень понятных (вплоть до не истребимых даже при Сталине анекдотов, увеличивающегося внимания к религии и других весьма различных способов неприятия официальной идеологии).

В общем итоге у нас теперь рушится система старых духовных ценностей (и ложных, и верных); вместе с тем начинает складываться система отчасти новых для страны ценностей (подлинная свобода, предпринимательство, демократия, плюрализм, терпимость к иному мнению, общечеловеческая нравственность и т.д.).

У западных коллег по данному поводу существуют очень противоречивые мнения. В частности, некоторые психологи и социологи прямо пишут, что, окажись западный человек в условиях дефицита и плохого сервиса, он бы повел себя примерно так же, как "совки". И приводится конкретный пример: некий американский бизнесмен должен срочно лететь в другой город, а билетов на нужный ему рейс нет. Тогда он начнает совершенно по-нашему расталкивать локтями других. В таком смысле якобы ничего принципиально иного в психологическом складе нашего населения нет - просто у нас сейчас особые условия. Другие высказывают прямо противоположные суждения: есть "гомо советикус", есть специфические черты национального характера (чрезмерное терпение, покорность, недостаточность инициативы и т.д.).

Но ведь, например, так называемая теневая экономика, как бы к ней ни относиться, очень четко свидетельствует о том, какие мощные предприимчивые слои населения были и очень активно работали даже в прежние годы (кажется, уже при Сталине появились

Еостки такой экономики). Сейчас часто говорят: теперь как будто ы свободаделайте, что хотите, а предпринимателей очень мало. Но, во-первых, и на Западе количество предпринимателей — пять-семь процентов от всего населения. А во-вторых, когда наши нынешние предприниматели работают за рубежом, то нередко делают это активно и показывают иногда очень высокий профессиональный уровень. Западные предприниматели как правило не могут работать у нас, а

< Назад | Дальше >