Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Источник: soccerinlife

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А.В. Брушлинскии "Проблемы психологии субъекта"

По словам авторов, суть данного подхода состоит в том, что оператор резервирует технику с помощью самостоятельного принятия решения о снижении степени автоматизации от полуавтоматического режима до ручного при возникновении не устраняемых автоматикой отказов или нерасчетных ситуаций управления. В свою очередь, в технике заложены возможности резервирования действии человека путем принудительного повышения степени автоматизации от полуавтоматического режима до автоматического при возникновении у субъекта проблемностей высоких уровней, т.е. при превышении допустимого диапазона субъективной сложности деятельности. Так, говоря совсем кратко, намечается общее решение одной из важней-

ших проблем психологии профессиональной деятельности операторов [90].

В регуляции субъектом операторской деятельности существенную роль играют, в частности, его функциональные состояния (стресс, эмоциональная напряженность, переутомление и т.д.). По мнению Л. .Г. Дикой, в экстремальных для оператора условиях психофизиологическая саморегуляция таких состояний становится относительно самостоятельной психической деятельностью субъекта. Это означает взаимодействие двух психологических систем оператора (профессиональной деятельности и деятельности по саморегуляции состояния), которое зависит прежде всего от степени сформированности профессиональных навыков и действий, с одной стороны, и способов и умений произвольной саморегуляции состояния, с другой. Здесь многое определяется непосредственно самим субъектом, прежде всего возможностью перенести "фокус" внимания с объекта профессиональной деятельности на состояние как объект саморегуляции. В этом очень сложном процессе взаимодействия субъекта с объектом выявлены тонкие различия между его взаимосвязанными стадиями, между сознательным

и бессознательным, произвольным и непроизвольным,

физиологическим и психическим и т.д.

Данное исследование операторов проводилось в тесном сотрудничестве с Институтом авиационной медицины, с Институтом медико-биологических проблем, с факультетом психологии и германским Университетом Оснабрюк. Эмоцоналъная регуляция выступила здесь как самостоятельный специфический вид активности (часто неосознаваемой) по оптимизации состояний субъекта.

Исследовались три группы испытуемых (общее количество свыше 80 человек). Каждая из групп особенно хорошо использовала один из трех видов саморегуляции: 1) волевая; 2) эмоциональная; 3) произвольная (например, в результате аутогенной тренировки и т.д.). Эмоциональная саморегуляция — это, например, поиск положительных эмоций, избегание отрицательных, срывы как снятие напряженности и т.д. Указанные виды саморегуляции изучались в условиях режима непрерывной деятельности (в течение двух или трех суток с депривацией сна).

Эксперименты показали, что у большинства испытуемых всех трех групп существует общая тенденция снижения психологических показателей в этих экстремальных условиях.

Но все же лучше всех адаптировались к режиму непрерывной деятельности те испытуемые, которые имели хорошие на-

выки произвольной саморегуляции. На П месте оказались операторы с волевой саморегуляцией, а последнее, Ш место заняли люди с эмоциональной саморегуляцией. Для них в целом характерна низкая адаптивность к условиям непрерывной деятельности, ненадежность и неустойчивость операторской деятельности. Появлялись тревожность и эмоциональная напряженность, в ряде случаев — стрессы, внутренние конфликты между целью, мотивами и самооценкой, стремлением к покою и отдыху. У некоторых возникали образные галлюцинации: одному казалось, что за его спиной стоит красивая женщина и отвлекает его от работы; а другому — что под рабочим столом, на котором стоит компьютер, лежит неодетая женщина, и он отказывается подойти к столу и начать работу.

В ходе всех этих исследований разрабатывалась гипотеза о том, что эмоциональная, волевая и произвольная саморегуляции выступают как соответствующие этапы развития произвольной саморегуляции человека в филогенезе и онтогенезе, а их определенное соотношение может закрепляться в виде разных типов саморегуляции. Указанная типология видов саморегуляции обобщается как типология саморегулирующихся субъектов. В частности, выделены 2 типа личностей: 1) ориентированный на действие (достижение цели); 2) ориентированный на психическое состояние (на регуляцию эмоционального состояния). Они в разной степени подвержены деструктивному влиянию негативных переживаний (по данным Ю. Куля, Л.Г. Дикой, С. А. Шапкина и др.).

Например, это обнаруживается в феномене "провала" (ошибки) в деятельности оператора: во-первых, так называемый конструктивный "провал", когда оператор непроизвольно засыпает на несколько секунд, но затем продолжает деятельность на прежнем уровне; во-вторых, так называемый деструктивный "провал", после которого продолжение деятельности оператора невозможно. Эти виды "провалов" соответствуют вышеназванным типам личности, различающимся возможностями контроля за эмоциональными переживаниями.

Ориентированные на действие перерабатывают информацию уже на неосознанном уровне, а ориентированные на регуляцию эмоционального состояния — прежде всего на осознанном уровне.

Во всех этих экстремальных условиях операторской деятельности перед человеком возникают трудные задачи и проблемы, связанные с планированием и использованием приемов саморегуляции, с изменением личностных норм по поддержанию

настроения и работоспособности. Осознание этих проблем способствует тому, что субъект осознанно применяет адекватные для данного состояния способы саморегуляции: самоубеждение, смена установок, мотивов, комплексы физических упражнений и т.д.

В такой период человек должен как бы отойти от себя, взглянуть на себя со стороны, понять свои затруднения, лучше использовать свои возможности и т.д. Но это особенно трудно сделать в плане эмоциональной саморегуляции деятельности, ибо такая саморегуляция протекает преимущественно неосознанно. Соотношение сознательного и бессознательного в деятельности субъекта — наиболее сложное и противоречивое. Поэтому роль человека как субъекта саморегуляции своих эмоций, стрессов, вообще чувств особенно значительна. И здесь очень отчетливо выступает взаимосвязь психического и физиологического, природного и социального.

Чувство человека — это относительно устойчивое отношение его к миру (к тому, что он испытывает и делает), выступающее в качестве непосредственного переживания Чувства характеризуют прежде всего потребности и мотивы, являясь конкретно-субъектными формами их существования. В отличие, например, от восприятий, которые отражают содержание объекта, чувства, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту (подробнее см. [104 Т.Н. с. 140]). В психологии и психофизиологии разработано несколько разных теорий эмоций. Одна из них создана П.В. Симоновым и его сотрудниками [114; 115].

В отношении эмоций и чувств роль субъекта особенно существенна. В процессе психического развития на разных этапах своего жизненного пути субъект формируется в ходе деятельности и общения, формируя гармоничное или негармоничное единство различных, часто противоречивых мотивов и чувств. В какой степени они служат стратегии его жизни или, напротив, в какой мер^е он идет у них на поводу, - это является важнейшей характеристикой каждого человека.

Весьма показательна в данном отношении, как мы уже видели, ситуация стресса, т.е. эмоциональное состояние людей, которое закономерно возникает в экстремальных условиях. Например, эмоциональный стресс появляется в условиях угрозы, опасности, обиды и т.д. Различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, к эмоциональным и мотивационным сдвигам, к нарушениям поведения и речи. Стресс может

оказать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс).

< Назад | Дальше >

Материал взят с сайта