Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Купить квартиру в Вишневом без посредников оказалось проще простого. Всем советую!

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А.В. Брушлинскии "Проблемы психологии субъекта"

ВВЕДЕНИЕ

А.В. Брушлинскии В настоящее время существенно расширяется круг наук, в которых сложнейшая (так называемая комплексная, междисциплинарная) проблема Человека становится ведущей и все более системной а потому требует максимальной ответственности в ходе ее разработки. В некоторых странах теперь созданы даже определенные организационные предпосылки для ее исследования. Например, в Российской Академии наук по инициативе и под руководством И.Т. Фролова основаны Центр наук о человеке и Институт человека.

Постановка и изучение данной проблемы в их очень многообразных формах осуществляются одновременно в двух направлениях: и "сверху", и "снизу", т.е. 1) общей методологией и философией, прежде всего философской антропологией; 2) конкретными, частными науками (гуманитарно-общественными, естественными и техническими).

Первое из этих двух направлений призвано разработать методологические основы человекознания, для чего требуется, очевидно, позитивно преодолеть традиционные, недостаточно перспективные попытки построить новую научную систему во многом старыми методами комплексирования, синтеза, выявления обычных и необычных связей между очень и не очень разными науками и группами наук, изучающих человека. В числе последних особое место в данном контексте занимает психология, поскольку уже в самом предмете ее исследования природное и социальное онтологически (точнее, оптически) нераздельны, т.е. недизъюнктивны (здесь имеется в виду пока только психология людей, но не животных, хотя обе эти психологии неразрывно взаимосвязаны). Иначе говоря, на любом этапе развития психики человека природное и социальное нераздельны, едины: в ней нет ничего, что было бы только природным (а не социальным) или только социальным (но не природным). Это относится и к высшим уровням духовного развития личности (вопреки широко распространенной теперь

точке зрения, отрицающей или умаляющей роль природного в данном случае).

Психика человека — всегда и 1) функция мозга., вообще организма и 2) неразрывная взаимосвязь с внешним миром,, с окружающей действительностью, поскольку лишь в этой взаимосвязи возникает и формируется сам мозг, а вне его функционирования психика не существует (тем самым оно не является лишь изнутри детерминированным отправлением мозга). Как

известно, мозг — только орган, (не источник) психической деятельности, человек — ее субъект.

Эта уникальная целостность природного и социального, составляющая сущность человека и его психики, возникла в ходе антропогенеза и социогенеза и развивается дальше в процессе истории человечества и жизненного пути каждой личности. Но то, что "удалось" создать антропогенезу и последующим генезам, пока лишь частично и с большим трудом удается исследовать и раскрывать науке. Великая тайна столь уникальной целостности во многом остается еще неразгаданной. По уровню своей "креативности" наука по-прежнему как бы отстает от антропогенеза; "онтология" человека намного обгоняет гносеологию. И тем в большей степени вся эта исходная онтологическая сущность психики человека (на мой взгляд, все еще недостаточно учитываемая сторонниками тезиса об экстрацеребральности последней) закономерно определяет гносеологические, эпистемологические основания психологической науки.

Изучая психическую жизнь людей всегда в неразрьюном единстве природного и социального, психология необходимо является важнейшим связующим звеном между всеми основными тремя группами наук: общественно-гуманитарными, естественными и техническими. В своей онтологии, методологии, теории и практике реального исследования она содержит и раскрывает наиболее существенные типы целостности природного и социального и способы их системного изучения. Более всего это относится к общей психологии как единой основе всех ветвей психологической науки: психогенетики, психофизиологии, нейропсихологии, психофизики, психологии личности, когнитивной, социальной, исторической, экономической, инженерной и т.д. психологии.

Целостность единство и системность так понимаемой общей психологии обеспечиваются, следовательно, прежде всего ее онтологией. Онтологическим исходным основанием этой науки является ее объект — человек. Он объективно выступает (и, следовательно, изучается) в системе бесконечно многообразных противоречивых качеств. Важнейшее из них — быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности - творческой, нравственной, свободной.

В самом полном и широком смысле слова субъект — это все человечество в целом, представляющее собой противоречивое

системное единство субъектов иного уровня и масштаба: государств, наций, этносов, общественных классов и групп, индивидов, взаимодействующих друг с другом.

Гуманистическая трактовка человека как субъекта противостоит пониманию его как пассивного существа, отвечающего на внешние воздействия (стимулы) лишь системой реакций, являющегося "винтиком" государственно-производственной машины, элементом производительных сил, продуктом (т.е. только объектом) развития общества. Такое антигуманистическое понимание человека, характерное для идеологии и практики тоталитаризма (в частности, для сталинизма и неосталинизма), до сих пор сохраняется — часто неосознанно — во многих (но не во всех) широко распространенных у нас теориях (подробнее см. дальше). Их позитивное преодоление — одна из задач, решение которой необходимо для дальнейшего исследования всей фундаментальной проблемы субъекта.

В психологической науке данная проблема наиболее глубоко разработана в трудах С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, отчасти Б.Г. Ананьева и некоторых представителей гуманистической психологии. Именно эта проблема в ее психологическом аспекте является сейчас центральной в работе Института психологии Российской Академии наук; она была главной в научной программе, получившей наибольшую поддержку во время выборов его директора в конце 1989 г. В Институте психологии тема субъекта (индивидуального и группового) активно разрабатывается многими сотрудниками: К.А. Абульхановой, Л.И. Анцыферовой, В.А. Барабанщиковым, К.В. Бардиным, В.А. Бодровым, АВ. Брушлинским, В.А. Вавиловым, АИ. Галактионовым, Л.Г Дикой, В.Н. Дружининым, А.Л. Журавлевым, В.А. Кольцовой, Е.А Сергиенко, Н.В. Тарабриной, Т.Н. Ушаковой и др.

Б.Ф. Ломов подчеркивал: "... Психические явления формируются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту — общественному индивиду - личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да они сами по себе и не существуют. Но этими качествами обладает личность" [72, с. 289].

§ 1. К ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТА

Идущая от философии проблема субъекта и его активности (деятельности, общения, созерцания и т.д.) наиболее систематически и последовательно разработана и разрабатывается в психологии главным образом на методологической основе деятельностного, точнее, субъектно-деятельностного подхода. Он восходит прежде всего к известной статье С. Л. Рубинштейна "Принцип творческой самодеятельности", впервые опубликованной в Одессе в 1922 г. [99], обнаруженной К.А Абульхановой-Славской в 1969 г. и потом перепечатанной в "Вопросах психологии" (1986, N 4), в "Вопросах философии" (1989, N 4) и в журнале "Soviet Psychology. A Journal of Translations". (New York, 1989, N2).

В этой новаторской программной статье заложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется субъектно-деятельностным. Его сущность была выражена в 1922 г. следующим образом: "Итак, субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле" [99, с. 106]. Уже в этой статье деятельность характеризуется прежде всего следующими особенностями: 1) это всегда деятельность субъекта (т.е. человека, а не животного и не машины), точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность; не может быть бессубъектной деятельности; 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом., т.е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда — творческая и 4) самостояте

льная. Отмечу пока очень кратко, что самостоятельность здесь вовсе не противостоит совместности. Напротив, именно в совместной деятельности реализуется ее самостоятельность. Рубинштейн уже в 1922 г. исходит из того, что, например, учение есть совместное исследование., проводимое учителем и учеником (подробный анализ данной рубинштейновскои работы 1922 г. см. в [5],[27]).

Дальше >

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33