Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Вахромов Е.Е. "Понятие «самоактуализация» в психологии"

Большое влияние на Адлера оказала философия холизма, и лично Ян Смитс, южноафриканский политик и философ. Адлер состоял в переписке со Смитсом, оказал помощь в публикации его работ, излагающих «философию целостности, в Европе. В холизме Адлер нашел подтверждение многим своим идеям, в том числе о том, что целостные системы обладают свойствами, отсутствующими у их частей; что существует тенденция к возрастанию организации, к целостности в каждом индивидууме.

М.Ярошевский (1997) особо подчеркивает, что мысль о целостности и уникальности личности «является неоценимым вкладом Адлера в психологию». Не менее важна и введенная им идея о «творческом Я», которое представляет собой «индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему жизненный смысл. Более того, Я само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни» (Ярошевский М., 1997, с.278).

Неуказанные переводчики книги Дж.Фэйдимена и Р.Фрейгера «Теория и практика личностно-ориентированной психологии» (М., 1996) говорят о идее «творческого Я» в терминах «творческая сила самости» (стр. 101): «Каждый индивидуум достигает конкретной цели преодоления посредством творческой силы, которая тождественна с самостью» (там же, с.101). Как ни соблазнительно автору работы по проблеме самоактуализации приписать А.Адлеру выделение в психике структур «творческое Я» или «самость» — и сослаться при этом на авторитет М.Ярошевского, Дж.Фейдимена и Р.Фрейгера, — по-видимому более точными являются переводчики книги Д.Шульц и С.Шульц «История современной психологии» (СПб., 1998), дающие концепцию творческой силы «Я» как атрибута подлинного, целостного «Я». «Главная задача индивидуальной психологии — подтверждать это единство в каждом индивидууме — в его мышлении, чувствовать, действовать, в его так называемом сознании и бессознательном — во всех «выражениях его личности» (Адлер А., цит. по Фейдимен Д., Фрейгер Р., 1996, с.102).

Говоря о творческой силе «Я» Адлер подчеркивал: «Не забудьте наиболее важный факт: ни наследственность, ни окружение не являются определяющими факторами. Оба они только обеспечивают исходную основу для развития и то влияние, на которое индивидуум отвечает, используя свою творческую силу» (Адлер А., цит. по Хьелл Л., Зиглер Д., 1999, с.184).

Говоря о практических аспектах, Адлер предлагал использовать «комплекс неполноценности» как идею, объяснительный принцип, элементы поведенческой схемы, предлагаемый пациенту и рассматриваемый обязательно в связи с «социальным чувством» и «сверхкомпенсацией». Он подчеркивал, что «дело не в фактической неполноценности, поскольку критерии полноценности совершенно условны, относительны и зависят от культуры. Дело в ощущении, «генерализованном чувстве» неполноценности, которое «невыносимо», привлекает к себе внимание, требует объяснения, вызывает приток сил и служит импульсом к действию» (Соколов Э., 1997, с.17).

В целом позиция Адлера основывается на следующих тезисах:

1.Строго говоря, бессознательного не существует. Оно «создается» каждый раз, когда человек обнаруживает между идеями и образами новые смысловые связи, которые раньше «не замечал».

2.Жизненный план, стратегия личности определяется не прошлым, а тем целями, к которым стремится человек. Жесткого детерминизма нет, по крайней мере в сфере психического. Человек свободен и является одновременно и художником и картиной.

3.Инстанция «Я» — это центральный элемент всей жизненной стратегии личности, «жизненного стиля», однако не следует ставить вопрос о том, что представляет из себя «Я» объективно. Вполне достаточно социально приемлемой интерпретации «Я» самим индивидом.

4.Первичная энергия организма не имеет сексуальной окраски и является изначально стремлением к власти. В благоприятном случае, или даже тогда, когда «старт» был неблагоприятным, человек, опираясь на здравый смысл, может развить в себе качества, которых ему недостает, сформулировать «правильный стиль жизни» и трансформировать энергию стремления к власти в энергию стремления к совершенству.

5.Человек изначально, от природы наделен врожденным «социальным чувством»: стремлением к физическому контакту, эмоциональной привязанности, дружескому единению. Это чувство весьма хрупко и его воспитание является важнейшей задачей педагога, психолога и, даже, психиатра.

Формально видно много общего между понятиями «стремление к совершенству» и «самоактуализация». Но есть и существенные различия:

1.Самоактуализация — это деятельность. Стремление к совершенству — мотив.

2.Для обретения мотива «стремление к совершенству» требуются предварительные условия; органическая недостаточность или проблемы связанные с порядком рождения и т.п. Далее должен возникнуть «комплекс неполноценности», который, при определенных условиях может дать «стремление к власти, превосходству». Стремление к самоактуализации, по Маслоу, задано генетически и «работает» при условии удовлетворения «низших потребностей» без какой бы то ни было драматизации.

3.«Совершенство», по Адлеру, достаточно размытое понятие, принадлежащее миру «финальных фикций», роль которых заключается в том, чтобы какое-то время служить мотивом, а в дальнейшем они отбрасываются за ненадобностью. Направление развития, роста, определяется наличием в ситуации людей более сильных, более умных и т.п., которые задают ориентиры конкретного этапа развития. Маслоу претендует на знание истины в последней инстанции — «высших ценностей Бытия», постулирует их генетическую заданность и вполне серьезно предлагает свой список для стремления к ним и «преданного служения». Трудно предположить, что Маслоу делал это в «терапевтических» целях и предполагал «фиктивность» своих ценностей.

4.Генетический фактор в теории Адлера пристально не рассматривается, значительно важнее «стиль жизни», который формируется с участием социума. Генетически заданным Адлер считает «социальное чувство»: стремление к физическому контакту, эмоциональной привязанности, дружескому единению. Все остальные качества человек может обрести в процессе жизни в социуме. По Маслоу, наоборот, практически абсолютным совершенством является младенец, который на протяжении первой половины жизни обречен терять свои благие свойства и качества в результате непродуманных действий родителей, неблагоприятных социальных условий. Всё нереализованное, неразвитое — грозит патологией и метапатологией, новоприобретения не основанные на наследственных факторах — невозможны. Можно сказать, что по Адлеру не видно «потолка» индивидуальному развитию и росту, по теории Маслоу такой потолок задан генетически, что и предполагает идею трансцендирования, которая чужда Адлеру.

5.Социум, средовые факторы в теории Адлера — необходимые условия развития и роста. По Маслоу ценности, связанные с независимостью, индивидуальностью, — как минимум более важны для успешной самоактуализации.

6.Для Адлера одним из наиболее ярких примеров компенсации чувства неполноценности является Франклин Делано Рузвельт. Для Маслоу одним из образцов самоактуализированной личности является Элеонор Рузвельт, жена Ф.Д. Рузвельт. Здесь наиболее ярко проявляется отношение к органической недостаточности А.Адлера и А.Маслоу. А.Адлер рассматривает А.Гитлера как случай «гиперкомпенсации». А.Маслоу принципиально считает, что самоактуализация не может дать такой результат, для этого ему приходится приписать «злу» трансцендентный характер. Если развить эту идею Маслоу до логического конца, то можно получить картину, что «хороший» мир, состоящий исключительно из «Хороших» людей окружен трансцендентными силами зла, которые препятствуют развитию как мира в целом, так и каждого человека в отдельности. Отсюда социальный оптимизм Адлера и пессимизм Маслоу.

§ 2. Аналитическая психология К.Юнга. Индивидуация

< Назад | Дальше >