Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Вахромов Е.Е. "Понятие «самоактуализация» в психологии"

2.Кризис естественности — давление природных сил ослабевает, провоцируя формы собственной активности человека;

3.Религиозная жизнь — человек пытается делать только то, что имеет смысл;

4.Кризис религиозной жизни — смысл «растворяется», перестает соответствовать жизни человека;

5.Моральная жизнь — человек пытается поступать «хорошо» не зависимо от смысла поступка;

6.Кризис морали — моральное чувство перестает быть ясным и отчетливым;

7.Традиционная жизнь — человек пытается делать только то, что принято;

8.Кризис традиции — обычай приходит в противоречие с интересом;

9.Правовая жизнь — человек делает только то, что не запрещено властями;

10.Реальная (экономическая жизнь) — человек делает только то, в чем видит непосредственную выгоду для себя.

Ю.В.Тихонравов считает, что на этой фазе возможности развертывания человеческого духа исчерпываются и исчезает основа для человеческой активности. Все мировоззренческие установки уже известны и имеют свою «традицию», базирующуюся на жизни относительно стабильных групп. Энтузиазм уже исчерпан, так как каждая мировоззренческая идея уже «прошла свой кризис и приелась своим сторонникам». Человеку остается лишь выбор между а) безумием и самоубийством и б) тихим истощением.

«Неумолимо растет число людей, безумно стремящихся к осуществлению своего произвола. Дух, закованный в трансцендентальную схему, неизбежно идет к своей смерти, а вместе с ним, к своей смерти идет и организованное общество. Когда в обществе остаются только политики, то есть люди с хаосом внутри и безумной волей к власти, начинается война всех против всех. Гибнет не только духовная, но и материальная культура. Человек ослабляется не только как индивид, но и как организованный вид. И он либо гибнет в столкновении с чужаками, либо самоистребляется» (Тихонравов Ю. М., 1998. С. 295-296).

Единственным выходом Ю.Тихонравов считает «тотальную эстетизацию» — сохранение целесообразности за счет отказа от каких-либо «разумных целей», мир рациональной иррациональности, тупиковый, хотя и прекрасный.

Ю.Тихонравов считает, что этот «эстетический» выход, ранее уже описанный Платоном в «Законах», обязателен только в том случае, если человек не может выйти за свои обыденные пределы, остается «закрытой системой». Но это ложный выход. Реальный же выход для человека заключается в «выходе за свои обыденные границы, в том, чтобы превращаться в Бога путем совершенствования» (там же, с.297).

Изложенная концепция не является в чистом виде «лирическим отступлением», так как в ней применен «принцип экономного объяснения», на котором основаны методики бихевиоризма. Этот принцип Л.Моргана — Э.Торндайка гласит: из двух объяснений ученый всегда должен выбирать более «простое». Торндайк провел исследование, которое показало, что в случаях, когда животные, по-видимому, проявляют разум — их поведение может быть более экономно объяснено некогнитивными процессами. После этого исследователи-бихевиористы исходили из предпосылки, что и человеческое поведение может быть полностью объяснено без учета «непонятностей сознания».

§ 4. Современная наука о развитии

Развитие, как часть реальности, действительности, рассматривается не только психологией, но и другими науками. С точки зрения системного подхода выделяются некоторые «слои» реальности:

…физический — химический — биологический — физиологический — психический…

Веками наука пыталась пробиться к материальной первооснове и в ней найти исходную «первоструктуру», которая должна была объяснить «все». Это «все» предполагалось обнаружить на уровне атома, неделимого основания вселенной и человека («Есть только атомы и пустота» — Лукреций). От «атома» предполагалось выстроить строго детерминированную систему до человека и Ноосферы, где каждый более «высокий» уровень организации явлений, должен был строго выводиться из предыдущего. Так, химические процессы должны были выводиться из физических, психические явления — из физиологических. Эта схема принципиально обнаружила свою несостоятельность в результате открытия делимости атома и электрона, принципа неопределенности Гейзенберга. Выяснилось, что старый вертикальный детерминизм («снизу—вверх») не в состоянии объяснить ни возникновения первой молекулы, ни возникновения первой клетки, ни перехода к многоклеточным. В результате получили право жизни в науке идеи, относившиеся ранее к субъектоцентризму (детерминация «сверху — вниз»). Физическая химия дополняется химической физикой. Не вызывают инфаркта и рассматриваются в статусе «научных гипотез» предположения о «загробной жизни», детерминации физиологических процессов психическими и т.д. Открытие неравномерности, структурированности пространства и времени, различия законов макро- и микромира и «зон перехода», открытие Больцманом второго закона термодинамики (природы стремится перейти из состояний менее вероятных в состояния более вероятные. Хаотическое движение молекул более вероятно, оно осуществляется наибольшим числом способов, поэтому любое упорядоченное движение стремится самопроизвольно перейти в неупорядоченное) привели к следующим выводам:

< Назад | Дальше >