Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Вахромов Е.Е. "Понятие «самоактуализация» в психологии"

Итак, самоактуализация (the self-actualization) —термин, производный от первого корня «self» и второго корня «act». «Оксфордский словарь современного английского языка для студентов» (Москва–Оксфорд, 1984) дает следующее значения:

1) the self — person’s nature, special qualities; one’s own personality: my former self, myself as I used to be.

2) act — to something; action-process of doing things; actuality — actual existence, reality происходит от латинского корня «actus» — что значит поступок, деятельность.

«Современный философский словарь» под ред. В.Кемерова (Лондон–Москва, 1998) сообщает, что «Я (Эго, self) — понятие, предназначенное во-первых, для обозначения действующего агента, актора, во-вторых, для фиксации центра инициативы или сущности личности, источника ее активной деятельности, в-третьих, для фиксации ментальной репрезентации личности, ее самосознания, ее представления о себе. «Предпосылки понимания Я (Эго, self) как активного начала содержатся даже в натуралистических теориях прошлого, где tabula rasa, восприняв и запечатлев в себе внешние воздействия начинает, селектируя информацию, приспосабливаться к реальности» (с.1047). В англоязычной литературе разграничивается Я-объект и Я-субъект, так как существует два слова, обозначающих Я:

1) I — личное местоимение первого лица, отсылающее к говорящему;

2) the self — буквально означающее «я сам», но фиксирующее также общее понятие Я (самость).

Я-субъекту соответствует «the I» или «Я».

Я-объекту соответствует «the self».

Понятие «self» превращает объективное местоимение в рефлексивное (ср. her и herself). Рефлексивное местоимение означает, что объект, на который направлено действие, и субъект этого действия совпадают (например, «он облил себя»). В этом смысле «self» означает личность, одновременно совершающую действие и претерпевающую его. «Self» так же используется как приставка в обозначении тех видов деятельности, тех типов активности, в которых объект есть тот же самый, что и субъект, агент. Например, «self-love» — любовь к себе; «self-promotion» — самопродвижение; «self-actualization» —самоактуализация.

Итак, в первом приближении термин «самоактуализация» обозначает некоторую деятельность, активность. Особенность этой деятельности, активности состоит в том, что объект, на который направлена деятельность и субъект этой деятельности совпадают (действие направлено на самого себя). Действие должно завершиться каким-то конкретным, описуемым результатом, иметь реальный, материальный характер.

Вторым планом проходит представление о том, что это самодостаточная деятельность. Формула «I did it myself» предполагает, что в процессе действия участвовал только один субъект как источник активности. По логике Аристотеля получается, что к полученному результате (the thing) другие субъекты непричастны.

Автор в очередной раз вспомнил Аристотеле не только потому, что Маслоу практически в каждый из трех анализируемых работ говорит о необходимости преодоления «дихотомической» логики Аристотеля и о том, что самоактуализированные люди непременно трансцендируют эту логику, причем сделают это без труда. К.Левин (1990) сформулировал идею противоположности аристотелевского и галилеевского способов мышления по отношению к проблеме соотношения наследуемого и средового в формировании человека. Д.Леонтьев (1997) указывает, что аристотелевский подход — это подход, при котором атрибуты, свойства и черты объекта считаются внутренне присущими ему самому. «В психологии галилеевский способ мышления означает, что свойства, которые мы приписываем человеку, формируются и проявляются только во взаимодействии с другими людьми, с жизненным миром в целом» (Леонтьев Д., 1997, с.51). Д.Леонтьев считает, что только отказ от аристотелевского взгляда может позволить начать конструирование «экзистенциального образа человека», что, в свою очередь может стать первым шагом по направлению к выходу в «Онтологию жизненного мира».

В первом приближении видно, что понятие самоактуализации относится к аристотелевскому взгляду, и что эту замкнутость рано или поздно необходимо будет преодолеть.

Далее следует прояснить, с какой частью реальности, действительности связывает Маслоу понятие «самоактуализация». «Этот термин выражает «полноценное развитие человека» (исходя из биологической природы), которое (эмпирически) нормативно для всего вида, безотносительно ко времени и месту, то есть в меньшей мере культурно обусловлено. Оно соответствует биологической предопределенности человека, а не исторически-произвольным, локальным ценностным моделям… Оно также обладает эмпирическим содержанием и практическим смыслом» (Маслоу, 1996, с.15). Эта референция из «Психологии бытия» имеет в виду следующее:

1. Человек — это субъект, который обладает «биологической предопределенностью» (самостью).

2. Самость является основой «полноценного развития человека». В определенном смысле она «самодостаточна» и не зависит от «исторически-произвольных, локальных ценностных моделей», в большей степени связана с биологической (генетической) природой человека, чем с культурно-историческими обстоятельствами.

3. Развитие (полноценное развитие) есть развертывание заложенных в самость задатков. Этот процесс обладает эмпирическим содержанием (его можно обнаружить, описать, исчислить) и имеет практический смысл.

Приведем еще одно определение, данное Маслоу в статье «Critique of Self-Actualisatioin» (1959): «… самоактуализацию можно было бы определить как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или «ненужных», или «ненастоящих», проблем жизни, так что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения), — и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них. То есть самоактуализация — это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам» (цит. по Ассаджиоли, 1997, с.45).

§ 3. Развитие, рост, эволюция и инволюция

< Назад | Дальше >