Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Антонио Менегетти "Онтопсихология и меметика"

Онтопсихология обладает ключом прочтения, понимания и контроля открытого универсума; без этого ключа мир мемов ускользает из-под контроля.

Охватив своим вниманием такие непохожие друг на друга области, как маркетинг и фольклорные исследования, наука о живущих идеях9 (то есть об идеях-стартерах, которые активизируют массу людей, особенно молодых) обратилась к сфере коммуникации.

9Живущие идеи - это наиболее активные мемы, которые конвергируют в единой точке с целью создания живого общества, несущего мемы.

В сущности, мем настраивает несущий его головной мозг так, что тот становится живым сырьем для стоянки и трансляции мемов. Тем самым, решаются исходные трудности мема, связанные с размещением. Обосновавшись в мозге, мем учреждает собственную общину, социальную общность, сплачивая множество индивидов в общество. Поэтому, сегодня стоит задуматься о сфере коммуникации, поскольку ею мы полностью обслуживаем коммуникацию мемов: чем больше мы общаемся, тем больше специфически приноравливаемся к их специфическим потребностям10.

Последние научные тенденции склонны видеть в распространении средств массовой коммуникации новый рубеж эволюции. Для современной культуры теория Дарвина не имеет смысла, поскольку перед нами раскрылась новая подноготная универсума. Какой будет эволюция коммуникации, таким будет и человек. И в каком направлении будет двигаться коммуникация? Какая история ждет мем? Интернет - лишь одно из следствий данности мемов. Мемы могут окончательно заменить гены. Ген перестанет существовать, и только мем продолжит свое шествие.

Здесь уместно привести некоторые положения

10Мне приходит па ум библейская легенда, повествующая о том, как Бог спустился па землю и разрушил Вавилонскую башню потому, что человечество пожелало быть объединенным, пользующимся единообразной коммуникацией. И Бог восстановил множество языков общения. Предположим, что тысячелетия назад появилось то, что меметически объединяло живущее человечество, и первоначало жизни взломало это тесное кольцо. Может быть, оковы были сорваны Богом, или другой цивилизацией, или умом, который устал наблюдать за игрой мозгов по единственной программе, транслируемой и контролируемой из одной и той же башни?

онтопсихологической теории психосоматики", объясняющие, что именно идеи преобразуют клеточную структуру. Каждая из подобных идей - это мем, или, лучше сказать, информативное образование, добавленное с целью программирования. Логическо-историческое Я перерабатывает полученную идею, вытесняя ген. Мем налагается на ген и, по своему образу и подобию, производит новый универсум, устанавливая ДНК любого типа: новость вызывает реальность. Реальность не создает новость, но новость учреждает общество; мем определяет человека, что весьма экономно.

Каждый из нас ежедневно получает миллионы мемов, просто разговаривая по телефону, листая газету или подключаясь к сети. Каждый день, каждое человеческое существо вводит себя в курсирование мемов.

В нашей повседневной жизни случается так, что двум или нескольким людям вдруг приходит на ум одна и та же шутка, один и тот же песенный мотив, одно и то же воспоминание. Установив совпадение, два друга смеются и говорят: «Надо же, я тоже об этом подумал». Однажды я прочел в журнале следующее определение мема: "Когда один человек вспоминает анекдот, а другой ему говорит, что вспомнил о нем же». Происходит ли это в силу созвучия мемов или же по причине совпадения комплексуального отбора двух людей в данной специфической ситуации? Подобные вещи трогательны, но поднимают серьезный вопрос: «А кто придумал тот анекдот, который всплывает в памяти в определенных обстоятельствах?» Совершаются попытки объяснить данный факт ассоциациями,

11См. А.Менегетти «Психосоматика с точки зрения онтопсихологии,. -Москва, 2001.

проекцией и т.п. Но, в реальности, все мы участвуем в одном и том же фильме, в одном и том же матриксе, в матрице мема. Просто в уме двух людей активизируются два идентичных мема.

Мы понимаем друг друга, поскольку создали определенный язык или же поскольку погружены в информацию, предустановленную спиралью псевдоДНК, - базовой химическо-органической структуры мема? Важно не забывать о том, что существует также и семантическая co-интуиция двух или нескольких субъектов в отношении онтической предметности и функциональности.

1.2 Меметическая информация

Впервые понятие «мем» употребил биолог Ричард Доукинс, написавший книгу «Эгоистический ген»12. Многие усматривают послание автора в следующем: чем больше у человека детей, чем больше сперматозоидов он пускает в оборот, тем больше утверждает свой мир. Но точная трактовка содержания книги иная: гены движутся через индивидов, через различные формы органических корпораций. В конечном счете, множество человеческих воплощений используется генами в качестве инструмента своего продвижения. Фактически, мы являемся складами, несущими и транслирующими гены.

Ген человеческого рода шествует уже на протяжении тысячелетий: Иван, Ревекка, Елена и т.д. Когда индивид перестает быть несущим и перевозящим гены складом, на горизонте возникает новый грузовичок, на который водружаются другие гены.

Для того чтобы подчеркнуть сходство с генетикой,

12 R. Dawkins, The Selfish Gene, Oxford University Press, 1976. Revised Edition 1989.

Доукинс вывел из термина «ген» созвучный ему «мем» (в итальянском языке данное созвучие утрачивается). Понятия «мем» и «меметика» с 1988 включены в Oxford English Dictionary13 - словарь, задающий нормативные категории научной и информационной сферы.

Ген является носителем мема, отчего последний предстает как наиболее динамичная часть гена. Те, кто пишут о меметике, пока не понимают этого. Они стремятся отыскать идею, такую же мощную, как и идея генетики, хотя еще не обнаружили причину разворачивающейся игры. Технология оказывается для человека новым откровением. Мир машины берет человека за руку14, и мы предстаем перед новым обликом универсума, спрашивая себя: человек создает машину, или же машина перестраивает человека под свою функцию? Машина обеспечивает себя сама и порождает специфическую побочную обслугу, занятую ее содержанием и прогрессивным развитием.

< Назад | Дальше >