Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

По нашему мнению, понятие личности определяется прежде всего характером общественных условий и отно­шений, в которые она попадает. Иными словами, лич­ность — продукт определенных общественных условий. Индивидуальность же связана прежде всего с внутрен­ними качествами личности п означает направление, ха­рактер, способ развития индивидом своих возможностей [] степень этого развития. Индивидуальность характери­зует прежде всего внутренние потенции человека и сте­пень их реализации в данных социальных условиях.

Само собой разумеется, что характер личности зави­сит не только от внешних условий, но во многом опреде­ляется ее внутренними качествами. Вместе с тем и ха­рактер индивидуальности не целиком обусловлен лишь внутренними качествами личности, а зависит также и от характера окружающих условий. Однако при наличии этой зависимости следует проводить различие между тем, что определяет развитие человека со стороны его социальных условий, и тем, что исходит от самой лично­сти и определяется ее внутренними качествами и свой­ствами. Ведь в одних и тех же условиях различные люди могут поступать по-разному. Эти различия определяются прежде всего их внутренней уникальностью и своеобра­зием.

И если характер личности связан прежде всего с ха­рактером данных социальных условий, то индивидуаль­ность в основном характеризуется степенью концентра-

181

ции и мобилизации психологических качеств человека на решение тех или иных социальных задач. Однако, включая в себя различные психологические качества, она

отнюдь не сводится к ним.

Высказывания К. Маркса дают возможность предпо­ложить, что продуктом, результатом общественного раз­вития различных индивидов являются различные инди­видуальности. При наличии индивидуальности выполне­ние социальной деятельности индивидами будет харак­теризоваться типичными лля каждой индивидуальности приемами и способами решения встающих перед ними задач и проблем; общественным результатом их деятель­ности будет реальный вклад в общественное развитие.

Но если на протяжении всего исторического развития человечества формирование индивидуальности происхо­дило за счет, говоря словами Маркса, «большинства че­ловеческих индивидов», то коммунизм будет представ­лять собой общество, состоящее из индивидуальностей.

Индивидуальность связана с наличием определенных способностей, однако не всегда обладание таковыми по­рождает индивидуальность. Конечно, чтобы развилась индивидуальность, необходим определенный уровень развития способностей. Но индивидуальность связана с умением проявить и использовать эти способности, с умением превратить потенциальные способности в акту­альные.

В работе проводилось различение актуальных и по­тенциальных способностей на уровне индивида и говори­лось о том, что превращение потенциальных способно­стей в актуальные на уровне индивидуальности отража­ет тенденцию общественного развития. Общество буду­щего будет обществом развитых индивидуальностей, каждая из которых станет представлять собой одновре­менно и неповторимость и общность развитых родовых свойств, и единичность и всесторонность. Однако эта неповторимость индивидуальности не биологическая, а прежде всего социальная, означающая новый вклад в

общественное развитие.

До сих пор ход общественного развития осуществлял­ся таким образом, что социальные условия препятство­вали развитию психических особенностей каждого инди­вида или лишь частично благоприятствовали ему. Это приводило к тому, что более высокое развитие индиви­дуальности покупалось «только ценой такого историче-

182

ского процесса, в ходе которого индивиды приносятся в жертву»38. При коммунизме условия общественного раз­вития создадут основу для развития способностей каж­дого индивида и для превращения каждого в индивиду­альность. Одним из важнейших условий такого превра­щения явится сознательный контроль общества над психическим развитием, над превращеним стихийного развития психических свойств и способностей в созна­тельный, организованный, целенаправленный процесс.

Речь будет идти о соответствии всех психических осо­бенностей каждого индивида условиям развития общест­ва, о развитии психических свойств каждого индивида как общественной необходимости. «Всестороннее проявле­ние индивида,—писали К. Маркс и Ф. Энгельс,—лишь тогда перестанет представляться как идеал, как призва­ние и т. д., когда воздействие внешнего мира, вызываю­щее у индивида действительное развитие его задатков, будет взято под контроль самих индивидов, как этого хотят коммунисты»39.,

Индивид перестает, таким образом, быть лишь испол­нителем общественных функций, а становится активным участником в их исполнении, преобразователем и сози­дателем общественной сущности, т. е. индивидуаль­ностью. В этом смысле понятие способностей будет озна­чать не пригодность (т. е. приспособленность) к выпол­нению общественной деятельности, а высшую ступень активности человека.

Понятие потенциальных и актуальных способностей на уровне индивидуальности приобретает совершенно иное содержание, чем на уровне индивида. Примени­тельно к индивиду понятие потенциальных способностей означает психическую предрасположенность индивида к различным видам деятельности, а актуальных—реали­зацию способностей в его реальную социальную деятель­ность. Применительно к индивидуальности потенциаль­ное означает психические свойства индивида, уже став­шие общественной необходимостью, а актуальное — их сознательное общественное развитие, совершенствова­ние, доведение до уровня общественной способности.

38 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 26, ч. II, с. 123.

39 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 3, с. 282.

183

< Назад | Дальше >