Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

34 См.: Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968, с. 32—35.

35 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968, с. 330.

36 Батенин С. С. Проблема человека в марксистской философии.— В кн.: Коммунизм и личность. Л., 1966, с. 13.

37 Мерзон, Л. С., Левина С. С. Коммунизм и свобода личности.— В кн.: Коммунизм и личность, с. 99—100.

178

Нам представляется, что, выделяя и дифференцируя природный, психологический и социальный аспекты про­блемы индивидуальности, анализ можно начинать толь­ко с последнего. Поэтому прежде чем рассмотреть ос­новную — в плане нашего анализа — зависимость «спо­собности—индивидуальность», необходимо обратиться к собственно-философскому и социальному аспектам проблемы.

Понятие «индивидуальность» должно быть абстраги­ровано от биологических особенностей — от телесной ор­ганизации и таких признаков, как голос, походка, почерк и т. д., ибо в нем заключается прежде всего обществен­ная характеристика.

По-видимому, понятие индивидуальности в плане со­циальном, общественном означает прежде всего такой способ общественного бытия индивида, который возмо­жен лишь на определенной ступени общественно-исто­рического развития. На этой ступени возникает потреб­ность в неповторимом вкладе индивида в общественное развитие. Если в настоящее время индивиды в общест­венном отношении выступают в известном смысле как взаимозаменяемые, то при коммунизме само общество создаст общественную потребность в неповторимости каждого индивида — его общественного способа деятель­ности, создаваемого им продукта. В этом понимании всестороннее развитие личности является предпосылкой развития индивидуальности. На первый взгляд это ут­верждение кажется парадоксальным. Однако оно кажет­ся таковым только в том случае, если индивидуальность понимать как односторонность, которая в этом случае рассматривается как нечто более ограниченное, бедное, чем всесторонность. Именно при подобном подходе к пониманию всестороннего развития личности теряется принцип «развития», т. е. совершенствования, выявле­ния, становления (прежде всего способностей), а сохра­няется только понятие всесторонности, которое противо­поставляется индивидуальности как односторонности.

Принцип всестороннего развития означает создание социальных условий для развития способностей во всех возможных направлениях, а принцип индивидуализиро-ванности,или индивидуальности,—социальную реализа­цию индивидуального пути или способа развития способ­ностей и всей личности в целом.

179

Однако если понятие всесторонности не проецировать на отдельного индивида (понимая под всесторонностью его развития набор всех видов человеческой деятельно­сти), а рассматривать ее в историческом плане как сово­купную деятельность человечества, а в индивидуальном плане—как общественную активность индивида, как превращение им своих возможностей в действительность, то это противоречие превращается в свою противополож­ность: всесторонность развития способностей рода совпа­дает с индивидуальностью развития способностей инди­вида.

Однако социальный подход к проблеме не ограничи­вается проблемой всестороннего развития. Последняя представляет собой конкретно-историческую проблему и перспективу развития личности при определенных усло­виях (социализме и коммунизме). Социальный же под­ход в целом должен объяснить проблему формирования индивидуальности и при других конкретно-исторических условиях, например при капитализме. И в современных условиях, и в предшествующих общественно-исторических формациях существовали индивидуальности, выражая степень, направление развития индивидами своих воз­можностей. Какой же социальный смысл вкладывается в понятие индивидуальности?

Капиталистическое общество также создает общест­венную потребность в индивидуальном вкладе, в разви­тии индивидуальности, однако здесь выступает принци­пиально иное социальное содержание понятия индивиду­альности: при капитализме создается общественная по­требность в развитии индивидуальности лишь некоторых индивидов, но не большинства, а тем более не всех.

При коммунизме же индивидуальностями станут все индивиды. При социализме, как известно, действует фор­мула «От каждого по способностям», которая также предполагает определенное социальное содержание— общественную потребность в использовании (включен­ности) способностей каждого индивида. Однако эта фор­мула фиксирует наличный уровень способностей инди­видов, создавая лишь общественные предпосылки для их всестороннего развития.

Таким образом, понятие индивидуальности непосред­ственно связано с характеристикой конкретно-историче­ских этапов общественного развития.

180

Конечно, неверно было бы думать, что для индиви­дуальности не имеют значения психические свойства и особенности индивида и степень их развития. Наоборот. индивидуальность предполагает развитие психических свойств индивида в социальных интересах.

Иными словами, индивид и индивидуальность далеко не равнозначные понятия. Индивид—предпосылка инди­видуальности, но не сама индивидуальность; причем отнюдь не при всяких условиях, как психологических, так и социальных, индивид может стать индивидуаль­ностью.

Итак, между понятиями «индивид» и «индивидуаль­ность» имеются существенные различия. Вместе с тем и между понятиями «личность» и «индивидуальность» так­же нет тождества.

В чем же заключается их единство и различие?

< Назад | Дальше >