Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

«В действительности индивидуальность есть своеоб-

33 Кон И. С Социология личности, с. 34

31 Резвицкий И. И. Философские основы теории индивидуальности с. 51.

176

разное, неповторимое проявление общего, а не нечто сверх этого... — пишет Г. М. Гак.— Именно потому, что индивидуальность есть уникальная форма существова­ния общего... Индивидуальность присуща как телесной организации человека, так и его духовной жизни. Люди всегда различались и будут всегда различаться не только своей походкой, голосом, почерком и т. п., но и проявле­ниями всякой жизнедеятельности... Различия в сфере индивидуальности суть различия степени силы и яркости проявления общего, они суть и различия структурные...

Индивидуальность — это то уникальное, неповтори­мое в проявлении всего этого общего, что отличает одно­го индивида от другого» 32.

Таким образом, говоря о неповторимости индивиду­альности, авторы подчеркивают значение биологических свойств человека и, кроме того, отмечают, что эта не­повторимость есть уникальная форма существования об­щих свойств, или, по выражению Г. М. Гака, своеобраз­ное проявление родовой жизни.

Как нам представляется, такое объяснение индиви­дуальности не совсем убедительно, и прежде всего пото­му, что в пего вводятся главным образом биологические особенности. Что касается объяснения индивидуальности как своеобразного проявления родовой жизни, то оно бесспорно, но слишком широко и поэтому не раскрывает сущности индивидуальности.

К числу попыток разграничить понятия индивида и индивидуальности в нашей литературе относятся выска­зывания С. Л. Рубинштейна, Л. П. Буевой, Б. Г. Ананье­ва и др.

С. Л. Рубинштейн разделяет понятия «индивид» и «индивидуальность». Для него реальным индивидом вы­ступает действующий человек как носитель общих свойств психики. Под индивидуальностью С. Л. Рубин­штейн понимает человека, которому присущи особенные, единичные и неповторимые свойства, возникшие в ходе его индивидуального развития, особых обстоятельств его жизни, деятельности и воспитания33. Но у С. Л. Рубин­штейна определение индивидуальности носит собствен­но-психологический характер.

Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности, с. 19—

r\r\

20.

См : Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957, с. 309.

177

Л. П. Буёва, Проводя различие между индивидом и индивидуальностью, считает, что как индивид человек выступает преимущественно в качестве пассивного носи­теля социальных функций, отношений и свойств психики. Но если речь идет об индивидуальности личности, то, по-видимому, она выражается в своеобразии ее сущест­венных социальных качеств, которые проявляются и реа­лизуются в ее социальной деятельности 34.

И у С. Л. Рубинштейна, и у Л. П. Буевой индивид вы­ступает в качестве носителя общих свойств психики, но одновременно рассматривается и как пассивный носи­тель социальных функций.

Б. Г. Ананьев, дифференцируя понятия индивида и индивидуальности, пишет, что «индивидуальность всегда есть индивид с комплексом природных свойств, хотя, конечно, не всякий индивид является индивидуальностью. На наш взгляд, как было показано ранее, для этого ин­дивиду нужно стать личностью»35.

Из этого видно, что и Б. Г. Ананьев в понимании ин­дивидуальности ставит акцент на воплощении и реали­зации возможностей природы человека.

С. С. Батенин, Л. С. Мерзон и С. С. Левина сосредо­точивают внимание на социальной значимости деятель­ности индивидуальности. «Индивидуальность челорека формируется и проявляется прежде всего в том, как, в какой степени овладевает он общественно-историческим опытом»36,—пишет С. С. Батенин. Согласно Л. С. Мер-зон и С. С. Левиной, «индивидуальность — это не просто «мое» собственное достояние, а тот реальный вклад, ко­торый вносит конкретная личность в общее дело благо­даря своим индивидуальным данным и тем условиям, которые предоставляются самим обществом для реали­зации этих данных... Основным направлением развития индивидуальности становится ее полезность обществу, гражданственность» ".

< Назад | Дальше >