Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

непременным условием максимальную реализацию и раз­витие потенциальных способностей человека как родо­вого существа. Во всех проявлениях человека как целост­ного, родового существа, независимо от того, будет ли он выполнять свою профессиональную работу, читать книгу, смотреть спектакль, общаться с другими людьми и т.п.,— во всех этих проявлениях его социальной деятельности развитые потенциальные способности реализуются мак­симальным образом.

Превращение потенциальных способностей в актуаль­ные всегда будет различным у разных индивидов в том смысле, что одни из них смогут развить гораздо больше потенциальных способностей, до такой степени, что они станут актуальными, другие — меньше. Причины этого могут быть самые 'различные, в том числе ими оказываются и индивидуальные психологические особен­ности индивида.

В условиях социализма и коммунизма развитие при­родных, в том числе психологических, свойств человека из стихийного процесса превращается в сознательный, общественно управляемый. Кроме того, все создаваемое обществом достояние: материальные блага, духовная культура, наука и т. д.—выступает не простой совокуп­ностью знаний, умений и т. д., а превращается в общест­венно необходимый способ развития индивида.

Неправомерными кажутся попытки понять всесторон­нее развитие личности через перемену видов деятель­ности, через объем знаний, стремление представить дело таким образом, что всесторонне развитый человек якобы тот, который умеет все делать. Делать все — по плечу только обществу в целом, но невозможно требовать это­го от одного человека, какой бы яркой индивидуаль­ностью он ни был.

Для совершенствования индивида необходимо сня­тие препятствий на пути проявления и развития его по­тенций, на пути овладения им теми богатствами, которые выработало человечество.

Потенциальными по отношению к развитию каждого индивида останутся его индивидуальные психические свойства, а опредмеченные способности человечества ста­нут для него более актуальными.

Лишь при коммунизме в полной мере может быть во­площено положение К. Маркса о том, что «индивидуаль-

171

ная и родовая жизнь человека не являются чем-то раз­личным-» 24. Развитие способностей человека не будет свя­зано лишь с теми или иными видами его деятельности. Это, конечно, означает не то, что исчезнут конкретные виды деятельности и развитие в них актуальных способ­ностей, а лишь то, что развитие потенциальных и акту­альных способностей будет зависеть не только от видов деятельности, но от всей жизнедеятельности индивида в целом и способа ее организации.

Важным признаком всестороннего развития личности является развитие в первую очередь тех способностей, которые отвечают психологической природе данного че­ловека, характерным для него свойствам и потенциям, или, как говорил С. Л. Рубинштейн, развитие в соответ­ствии с его «строем мыслей и чувств». Иначе говоря, для всестороннего развития личности необходимо развить потенциальные свойства и особенности с учетом психо­логической природы самого человека.

Существенным основанием для критерия всесторон­него развития личности (в соответствии с ее психологи­ческой природой) служит также необходимость разви­тия «сущностных сил» человека, его психических про­цессов и особенностей до уровня способностей. Здесь имеется в 'виду, что само развитие психических процессов или деятельностей имеет различные уровни. Высшим уровнем являются способности личности. В этом случае возникает психическая деятельность особого качества, что выражается и в изменении регуляции деятельности, и в психической активности, а также в изменении моти-вационных особенностей личности.

Развитие человека как родового существа, обладаю­щего многообразными потенциальными свойствами и осо­бенностями, сущностными силами, под которыми К. Маркс понимал человеческие отношения к миру— «зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление» и др., в первую очередь предполагает развитие последних до степени способностей безотносительно к тому, насколько это полезно в тот или иной отрезок времени, независимо от того, связано ли это непосредственно с деятельностью человека или нет. Развитие всех потенциальных возмож­ностей каждого человека как родового существа для

24 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 119. 172

марксизма выступает как самоцель, как истинное богат­ство для общества в целом.

К. Маркс писал: «На самом же деле, если отбросить ограниченную буржуазную форму, чем же иным является богатство, как не универсальностью потребностей, спо­собностей, средств потребления, производительных сил и т. д. индивидов, созданной универсальным обменом? Чем иным является богатство, как не полным развитием господства человека над силами природы, т. е. как над силами так называемой «природы», так и над силами его собственной природы? Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т. е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к како­му бы то ни было заранее установленному масштабу? Че­ловек здесь не воспроизводит себя в какой-либо одной только определенности, а производит себя во всей своей целостности, он не стремится оставаться чем-то оконча­тельно установившимся, а находится в абсолютном дви­жении становления?» 2й.

Развитие личности не ограничивается лишь ее всесто­ронностью. Всестороннее развитие личности выступает одной из важнейших предпосылок индивидуальности. Ко­нечно, индивидуальность не всегда возникает на основе всестороннего развития личности, но всестороннее разви­тие личности создает ту благоприятную почву и основу, на которой легче всего проявиться индивидуальности. И напротив, чем меньше возможностей для всестороннего развития личности, тем меньше возможностей и для про­явления индивидуальности.

Иногда считают, что всестороннее развитие личности означает чуть ли не уравнивание всех индивидов друг с другом. Однако подобное представление едва ли можно признать верным не только в плане социальном, но и в плане психологическом. Ведь известно, что даже одни и те же музыкальные способности различных индивидов имеют разную психологическую основу.

Теснейшим образом понятие индивидуальности свя­зано также со способностями человека. Как уже отме-

Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 46, ч. I, с. 476.

173

< Назад | Дальше >