Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Характер этого отношения прекрасно выражает факт массового рационализаторства на производстве, когда в процессе усовершенствования техники и создания новых методов ее использования проявляется подлинно творче­ское отношение советского рабочего к труду, происходит развитие его способностей.

Конечно, не следует думать, что при социализме и коммунизме потенциальные способности индивида будут совпадать с актуальными. Потенциальные способности могут лишь реализоваться более полно. В этом смысле превращение потенциальных способностей в актуальные есть превращение психических свойств и особенностей индивида в факт его активной социальной деятельности, превращение им своих возможностей в реальность, а его самого—в активного участника общественной жизни.

Как нам представляется, деление на потенциальные и актуальные способности дает возможность рассмотреть способности 'в их динамике. Оно показывает диалектику развития личности: социальные условия не создают, но выявляют, делают реальным социальным фактом нали­чие тех или иных потенциальных психических свойств и особенностей индивида.

167

Интересующий нас методологический аспект связи со­циального и психологического процессов развития спо­собностей заключается в следующем. Способности (и их развитие) не непосредственно соотносятся с социальны­ми условиями, а через занимаемое индивидом в этих со­циальных условиях определенное место. Когда мы рас­сматриваем индивида с точки зрения психологического аспекта, то нас интересует механизм реализации самим индивидом его способностей в смысле превращения по­тенциальных способностей в актуальные. Когда же мы изучаем индивида в социологическом аспекте, то проб­лема его всестороннего развития, возникающая именно в этом плане, выдвигает социальную норму, социальную программу развития способностей; социально-философ­ское обоснование этой проблемы и соотносит даннмо про­грамму с реальным процессом ее воплощения в жизнь на каждом конкретно-историческом этапе. При социализм? и коммунизме это соотнесение соответственно будет раз­личным.

Возникает вопрос: существуют ли, например, при ка­питализме индивиды с всесторонне развитыми способ ностями? На него можно ответить положительно.

Появление этих индивидов оказалось возможным не в результате действия существующих при капитализме со­циальных условий, а в результате опосредованного пси­хологией личности превращения ее потенциальных спо­собностей в актуальные. Это не означает, конечно, что тем самым социальный аспект отрывается от психологи­ческого, что они как бы независимы друг от друга. Пси­хологически личность, реализующая свои способности а условиях, социально препятствующих их развитию, несет на себе печать (часто трагическую) этих общественных условий. Она подчас тратит все свои силы только на то, чтобы защитить свои способности от воздействия небла­гоприятных социальных условий.

Поэтому проблема всестороннего развития личности должна включать в свой состав проблему не только пси­хологических способностей, но и психологического типа личности.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что принцип всестороннего развития личности выступает, во-первых, как методологический для психологии, как выра­жающий определенные требования к развитию, которое

168

осуществлялось бы не только как развитие способностей (в их особенности и обособленноеги), но и как развитие способного индивида; во-вторых, реально личность мо­жет быть целостной, хотя данные социальные услович еще не обеспечивают такого ее качества. Целостность психического развития личности подразумевает не только, например, равномерность или одновременность развития эмоциональных, интеллектуальных особенностей, но и развитие личностных ее способностей — способностей вы­явить свои возможности, превратить эти возможности в способности, максимально их проявить, уметь соотнести их с реальными социальными условиями, т. е осознать их и т. д.

Наконец, в-третьих, в своем непосредственном выра­жении требование (норма) всестороннего развития лич­ности применительно к психологии означает 'необходи­мость выявления всех потенциальных способностей инди вида. Тем самым в тенденции выявляется и формулиру­ется требование как можно более раннего определения способностей и обеспечения возможносги их проявления. Например, в последнее десятилетие в наш быт прочно вошло новое понятие «хобби», которое отражает опре­деленное явление: реальное сокращение рабочего днч дало возможность людям отдавать высвободившееся вре­мя любимому занятию, т. е. непрофессионально прояв­лять свои способности Однако имеют место и такие фак­ты, когда свободное время превращается во «времяуби-вание» в силу своевременной невыявленности личностью своих способностей, склонностей, умений. Хорошо из­вестна печальная судьба таких людей. Поэтому как перед школой, так и перед семьей должна быть поставлена (в плане воспитательном) задача выявления всех спо­собностей детей, выходящих за пределы профессиональ­ного образования Создание сети специальных школ без­условно в определенной мере социально решает эту за­дачу.

Развитие личности было нами раскрыто в социальном плане как превращение потенциальных способностей в актуальные. Под потенциальными способностями в со­циальном смысле имеются в виду опредмеченные челове­чеством в продуктах и предметах культуры его мате­риальные и духовные богатства, которые могут быть рас-предмечены каждым индивидом. Степень этого распред-

169

мечивания, выражающаяся в реальном развитии способ­ностей личности, и выявляет меру превращения потен­циального в актуальное. Эта степень распредмечивания также представляет собой реальное содержание всесто­роннего развития личности.

Необходимо связать и соотнести этот социально-фило­софский аспект проблемы с собственно-психологическим превращением потенциальных способностей в актуальные самим индивидом. Выявление и развитие потенциальных способностей (в психологическом смысле) индивида не может происходить вне их соотнесения с общественными, опредмеченными в 'науке, культуре и т. д. способностями. Поэтому не существует отдельно психологического про­цесса превращения потенциальных способностей в акту­альные, он осуществляется как общественный процесс, будучи индивидуальным по форме и способу реализа­ции.

Развитие потенциальных свойств и особенностей К. Маркс называет развитием «сущностных сил» чело­века, т. е. сил, призванных распредметить общественную сущность, хотя они рассматриваются им как «органы его индивидуальности». Это означает, что проблема всесто­роннего развития личности в философском аспекте при­водит—хотя на первый взгляд это кажется противоре­чием — к проблеме индивидуальности. Здесь следует иметь в виду, что противоречие между всесторонностью и индивидуальностью выступает в том случае, если ин­дивидуальность понимается как односторонность или однобокость развития личности.

Понятие «индивидуальность» означает, что каждый человек выступает как целостный общественный человек, как представитель человечества и вместе с тем как непо­вторимая и своеобразная личность. В реальной диалек­тике всесторонности и индивидуальности можно просле­дить, как индивид, совершенствуя свою деятельность, пре­образуя природу, развивается сам и выступает непросто как индивид, а как родовое существо, общественной при­роде которого присущи различные, многообразные по­тенциальные свойства и особенности.

Важным основанием для критерия всесторонности личности выступает развитие потенциальных свойств и особенностей человека как его «сущностных сил». Иначе говоря, всестороннее развитие личности включает своим

170

< Назад | Дальше >