Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Что касается исполнения деятельности, то при одних и тех же типах деятельности каждый индивид осущест­вляет их по-своему (например, поэт всякий раз должен «связать ряды старых слов новым строем»), психологи­чески различными путями, которые проявляются и в са­мой структуре способностей. Вероятно, эти разнообраз­ные способы выполнения деятельности и лежат в основе «[ азнородности» структур способностей. Например, два человека, проявившие способности к физике даже в уз­ких, специальных ее областях, имеют совершенно разные способности. Сама структура способности к физике мо­жет иметь различное содержание: у одного она состоит в способности практического применения общих положе­ний, у другого — в способности сближения различных областей физики и т. д.

Если эта индивидуализированность способностей об­наруживается в различном соотношении индивида с действительностью и проявляется в разном осуществле-

^б Т И Артемьева 145

нии деятельности, то другая связана с процессом разви­тия индивида как данной личности.

Вторая существенная особенность индивидуализиро-ванности способностей заключается в выработке типич­ного для данного индивида способа выполнения дея­тельности. По-видимому, можно говорить о некоторой константности способностей индивида (не в смысле их неизменяемости, а именно типичности), о том, что сама структура способностей с ее особенностями сохраняется на протяжении всей деятельности индивида, она стабиль­на и типична для данного человека.

В качестве иллюстрации индивидуализированности способностей приведем пример из области музыкальных способностей. Интересный материал для характеристики музыкальных способностей дает творчество Д. Д. Шоста­ковича. В связи с этим обратимся к работе Э..Фрадки-ной ", затрагивающей один из частных аспектов твор­чества этого композитора.

Рассматривая такую специфическую сферу творче­ства Шостаковича, как область киномузыки, можно рас­крыть здесь типичные черты способности Шостаковича как композитора.

Обращает на себя внимание в киномузыке Шостако­вича особая роль интонационных оборотов, опирающих­ся на квинту мажорного лада. Эти обороты часто соче-1аются с одной из широко известных в истории музыки так называемой интонацией «золотого хода», выступаю­щей как вариант квинтового интонационного оборота, весьма характерный для киномузыки композитора.

Интонация «золотого хода», как и квинтовый инто­национный оборот в целом, пронизывает почти все про­изведения Шостаковича этого жанра. Достаточно со­слаться в качестве примера на такие разные по своему содержанию и направленности произведения, как музы­ка к фильмам «Златые горы» (тема фуги), «Возвраще­ние Максима», маршевая тема демонстрации из второй серии трилогии—«Зоя» (лейтмотив Зои), «Незабывае­мый 1919-й» (в сцене «Морской бой»), «Падение Берли­на» (в пейзажных зарисовках «У реки», «В саду»)

И Т. Д.

61 См.: Фрадкина Э. О некоторых интонационных оборотах в кино­музыке Шостаковича.— В кн.: Из истории музыки XX века. М.,

146

Хорошо известно, что в творчестве многих компози­торов прошлого интонации «золотого хода» получили большое распространение.

Они применялись Моцартом, Вебером, Бетховеном, Вагнером, Сметаной, Дворжаком.

В эти апробированные временем мелодические обо­роты Шостакович вносит много нового. Он использует интонацию «золотого хода» преимущественно в плане статическом, как выражение одного эмоционально-выра­зительного качества. В частности, если у классиков то-ничность этого интонационного оборота была непремен­но связанной и с доминантностью и, таким образом, классическая формула «золотого хода» выступала у них как формула тонико-доминантовых, вопросно-ответных соотношений в теме, мелодии, то у Шостаковича подчер­кивается и усиливается только первая сторона — «тонн-кальность» интонационного оборота.

Обобщенность творческого стиля Шостаковича про­является в том, что разбираемые интонации относятся к категории неких «смысловых констант», устойчиво ха­рактеризующих своеобразие стиля этого композитора, со­храняющих свое действие на протяжении большого эта­па его творческой деятельности от первых произведений его киномузыки до последних.

Таким образом, интонация «золотого хода» выступа­ет в творчестве Шостаковича как типичный прием, спо­соб организации музыкального содержания. Этот прием своеобразно переосмыслен, в результате чего его тради­ционная функция изменяется.

Хотя в каждом конкретном случае в связи со специ­фичностью художественных задач этот прием выступал в своеобразной форме, но общее его значение сохранялось. Интонация «золотого хода» как основа музыкальных тем, мелодий, музыкальных построений, связанных с раскры­тием светлых, эмоциональных состояний, выступала в качестве типического средства «звукописи» этих со­стояний.

На интонации «золотого хода» Шостаковичем орга­низуются самые различные музыкальные построения. Интонация «золотого хода» выступает стержнем, вокруг которого специфически группируются другие средства музыкальной выразительности. Она как смысловой узел стягивает воедино эти средства и, таким образом, со-

6*

< Назад | Дальше >