Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

se Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. М., 1967, с. 247—248. 57 Коупленд Н. Психология и солдат. М., 1958, с. 117.

438

альные и потенциальные. Такое разграничение носит ус­ловный характер, но тем не менее оно необходимо, так как способствует конкретизации общего положения обу­словленности развития способностей социальными усло­виями.

Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера наличных социальных условий, в которых в той или иной мере происходит раз­витие способностей индивида. Для психологов важно установить, в каком психологическом качестве выступа­ют реальные социальные условия для данного индивида:

способствуют или препятствуют развитию его способно­стей.

При одних социальных условиях, куда входят и усло­вия деятельности индивида, достаточными являются ак­туальные способности, т. е, те способности, которые не­обходимы для данного конкретного, специального вида деятельности. Понятие актуальных способностей в пси­хологическом смысле объемно. Тот комплекс способно­стей, который формируется в условиях данной специаль­ной деятельности,— это в то же время способности и к другому или другим видам деятельности. Актуальные способности как психологическая реальность обладают определенной степенью обобщенности и потому, форми­руясь в условиях конкретного вида деятельности, явля­ются способностями не только к этому виду деятельно­сти, но и к целому их спектру.

Другими словами, понятие актуальных способностей, их развития связано со специальным видом деятельно­сти, который выполняет индивид. Поскольку деятель­ность индивида не всегда может дать простор для раз­вития способностей, то между нею и способностями су­ществует известное расхождение. Это расхождение в об­щем виде можно сформулировать таким образом, что в каком-то отношении способности шире выполняемой дея­тельности, поскольку они содержат в себе потенцию но­вой деятельности. С другой стороны, реальная деятель­ность оказывается шире тех способностей, которые не­обходимы для конкретного ее вида.

Исходя из несовпадения способностей и деятельности, можно провести различие между потенциальными и ак­туальными (реализованными) способностями. Потенци­альные способности понимаются нами как такие, кото-

139

рые не реализуются в конкретном виде деятельности, но могут актуализироваться при изменении условий проте­кания деятельности.

Актуальные же способности это не только те, кото­рые реализуются и развиваются в тех или иных конкрет­ных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и которые реализуются в настоящем, в условиях конкретного, специального вида деятельности.

Такое различение, на наш взгляд, имеет большое зна­чение, так как именно характер социальных условий пре­пятствует или способствует развитию потенциальных спо­собностей, обеспечивает или не обеспечивает превраще­ние их в актуальные.

Понятие потенциальных способностей употребляется нами в двух смыслах: в социологическом и психологиче­ском. Понятие потенциальных способностей использова­лось нами в его социологическом значении в первой гла­ве, где анализировалась проблема способностей в связи с разделением труда, развитием производительных сил и производственных отношений.

Развитие производительных сил связано с прогрессом общества, с уровнем развития его совокупных «способ­ностей», выступающим как некоторая норма по отноше­нию ко всем членам, всем индивидам общества. Что ка­сается характера производственных отношений, то он по­казывает, как конкретно эта норма реализуется реаль­ными индивидами. Другими словами, производственные отношения раскрывают, как эта общественно заданная норма «опрокидывается» на реальных индивидов.

Поэтому уровень способностей, заданный производи­тельными силами (или потенциальные способности), оп­ределяется по отношению ко всем индивидам, принадле­жащим данной общественной формации, в то время как актуальные способности индивида, которые следует ана­лизировать исходя из принципа общественных отноше­ний, зависят от реального места индивида в этой фор­мации. Именно такой — конкретно-исторический — ана­лиз позволяет дать содержательное определение разви­тия или неразвития индивида. Анализ конкретно-истори­ческих условий применительно к индивиду показывает, в какие именно социальные условия попал данный индивид и как в зависимости от этих условий совершается раз­витие его самого в целом и его способностей в частности.

140

Понятие потенциальных способностей в психологиче­ском смысле возникает из представления о психологиче­ских возможностях личности в целом, которые всегда вы­ходят за пределы любого конкретного вида и даже всей совокупной деятельности, совершаемой индивидом.

Однако корень этих психологических потенциальных способностей следует искать не только в сфере врожден­ного и природного, но и в сфере социальной активности индивида, его изменившегося общественного положения и т. д. Эта общественная позиция индивида (его обще­ственное место, оказываемое ему общественное доверие, предъявляемые к нему общественные требования и т. д.) вызывает к жизни такие способности, психологический источник которых было бы бесполезно искать в ограни­ченных рамках деятельности. Этот источник заключен в общественной позиции личности, в возникающей таким образом ее психологической характеристике, в которую входят и ее потенциальные способности.

В психологическом смысле под потенциальными спо­собностями понимаются способности, которые не реали­зуются в данных, конкретных условиях деятельности ин­дивида и которые могут быть актуализированы лишь при изменившихся условиях ее протекания. Это, по сущест­ву, способности, являющиеся результатом развития ин­дивида, происходящего в условиях той социальной дей­ствительности, в которой он живет. Но индивид, будучи существом общественным, в то же время выступает и как природное существо, которому свойственны те или иные особенности именно как данному индивиду. Здесь мы уже имеем дело с другим пониманием его потенци­альных особенностей, лежащих в основе его дальнейше­го развития и придающих ему избирательность; смысл ее проявляется в том, что каждый человек «отбирает» для себя (как более подходящие и соответствующие его психологической природе) виды общественно полезной деятельности, которые он осуществляет присущим имен­но ему способом.

Рассмотрение способностей как свойств, направлен­ных на успешность выполнения деятельности, в какой-то степени сводит проблему способностей к прагматическо­му эффекту. Оно анализирует способности в зависимости от результата деятельности, тогда как постановка вопро­са о разделении способностей на потенциальные и акту-

< Назад | Дальше >