Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Способности, рассматриваемые как опережение, могут приобретать относительную самостоятельность, представ­ляя собой потенцию новой деятельности. Взаимное влия­ние способностей и деятельности идет по пути изменения их качественной характеристики. Так, наличие способно­сти качественно изменяет весь характер осуществления индивидом его реальной деятельности, и не только его деятельности, но и его самого.

К сожалению, мы не имеем исследований, которые со­поставляли бы наличие способностей у индивида с его личностной характеристикой. Само развитие способно­стей индивида зависит от того, какова качественная ха­рактеристика его реальной деятельности, 'каково содер­жание этой деятельности по преобразованию продуктов культуры, с присвоения которых и начинается способ­ность. Содержание реальной деятельности индивида оп­ределяет развитие его способности или отсутствие этого развития. Наличные социальные реальные условия вы­ступают не просто сами по себе, как сопутствующие это­му развитию или препятствующие ему, они выступают в качестве соотнесенных с возможностями индивида. Эта

135

соотнесенность условий и возможностей индивида выра­жается в реальной деятельности последнего.

В известном смысле способности и деятельность, по выражению С. Л. Рубинштейна, постоянно «меняются местами», выступая то причиной, то следствием. Влияние социальных условий на развитие способностей как пси­хологического образования может быть выявлено глав­ным образом через качественную характеристику той реальной деятельности, которую осуществляет индивид. Именно качественная характеристика реальной деятель­ности индивида определяет развитие его способностей.

В психологии сформулирован^ положение о том, что онтогенетическое развитие человека происходит в веду­щем типе деятельности. Таковыми являются игра, учение, труд. Понятие ведущего типа деятельности было сформу­лировано А. Н. Леонтьевым следующим образом: «Веду­щей мы называем такую деятельность, в связи с разви­тием которой происходят главнейшие изменения в пси­хике ребенка я внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития»53. Как видно из сказан­ного, понятие ведущего типа деятельности применяется к стадиям развития ребенка. Очевидно, оно может быть употреблено и в отношении взрослого человека, которому свойствен труд в разных его формах.

В «Общей психологии» написано, что «до поступления ребенка в школу основной вид его деятельности — игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрос­лого •*- труд» 54. Само понятие «труд» очень общее, и, как правило, человек, занимаясь трудом в общем смысле сло­ва, выполняет лишь какой-то его вид, который совпада­ет с выбранной им специальностью. Этот конкретный вид труда, «особенная деятельность» становится ведущей деятельностью человека, проходящей через всю его жизнь (например, человек работает как токарь, слесарь, конст­руктор, ученый и т. д.).

В этой связи возникает вопрос: можно ли предполо­жить, что многообразие способностей человека получает свое полное развитие в данной, «ведущей» его деятельно­сти? Чтобы ответить на него, необходимо уточнить поня-

63 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М, 1972, с. 476. м Общая психология. М., 1973, с. 113.

136

тие «ведущего» типа деятельности применительно к дан­ному индивиду. Если о ведущей деятельности говорить абстрактно и понимать ее просто как профессиональную деятельность, то тогда, вероятно, можно признать, что остается большая область способностей, которая «не вме­щается» в пределы ведущего типа деятельности и которая может получить свое развитие только вне ее рамок, ибо психическое развитие человека в целом совершается не только в профессиональной деятельности, но и вне ее.

Л. И. Анцыферова пишет, что «развитие психической жизни взрослого человека невозможно понять без изуче­ния соотношения его профессиональной деятельности, различных так называемых любительских занятий и об­щественной деятельности. Нередко именно в тех видах занятий, которым человек отдает свое свободное время, и происходит наиболее интенсивное развитие сильнейших и оригинальных сторон его личности. И в конце концов то, что было любительством, может стать основной про­фессией человека. Конечно, формирование человека про­исходит во всяком труде, в том числе и нелюбимом, на­вязанном обстоятельствами. Но понятие формирование надо отличать от понятия актуализации и развития всех возможностей и способностей человека» ".

Если под ведущей деятельностью понимать (как это делается в отношении к ребенку) деятельность, разви­вающую психические процессы и в ходе которой совер­шается переход человека на новые ступени его развития, то тогда сама ведущая деятельность должна быть поня­та прежде всего как значимая для него. Ведущая — сле­довательно, значимая. Значимость деятельности может быть рассмотрена в двух планах: общественно значимая и субъективно значимая, т. е. значимая именно для данно­го индивида.

Не всегда общественно значимая деятельность может быть значимой именно для данного индивида хотя бы по­тому, что она может не соответствовать его склонностям' и интересам. Когда мы говорим о ведущей деятельности применительно к отдельному индивиду, то имеем в виду что она выступает как значимая для него, как деятель­ность, вокруг которой аккумулируются его возможности.

55 Анцыферова Л. И. Принцип связи сознания и деятельности и ме­тодология психологии, с. 110.

Чтобы понять, является ли данная деятельность ве­дущей, необходимо дать ей личностную характеристику, т. е. выявить ее значимость именно для данного индиви­да. И в этом смысле профессиональная деятельность (хотя она и проходит через всю жизнь человека), которую он должен выполнять в силу тех или иных жизненных обстоятельств, не всегда может выступать как значимая для индивида. Но естественно, ведущей может 'быть и профессиональная деятельность,

Представляется, что уточнение смысла понятия «ве­дущая деятельность» имеет существенное значение для понимания вопроса о развитии способностей индивида. По-видимому, под ведущей деятельностью в психологи­ческом смысле следует понимать деятельность, значимую для индивида. Эта значимость, в свою очередь, определя­ется тем, насколько вокруг данной деятельности кон­центрируются возможности развития индивида и на­сколько она дает простор для них.

По мере развития индивида и условий его социальной жизни у него зачастую появляется целый комплекс «не­использованных» способностей. О. Г. Дробницкий по это­му поводу пишет: «Производственные задания или слу­жебные обязанности человека далеко не исчерпывают его творческих возможностей и богатства жизненных •отправлений. Поэтому он не просто рабочий, инженер, администратор, ученый, а еще и личность — неисчерпае­мый источник способностей, в том числе и пока что не используемых, нигде не зафиксированных»5в.

Следует учесть и те выводы, к которым пришли зару­бежные психологи. Например, Н. Коупленд пишет: «Сей­час психологи пришли к общему мнению, что обычный человек использует только десять процентов своих физи­ческих и умственных способностей. Разница между той <:илой, которую он использует, и той, которая действи­тельно имеется в его распоряжении,— это разница меж­ду тем, что он есть, и тем, кем он может быть» ".

Итак, чтобы рассмотреть способности в их развитии, динамике и в соотношении с реальными социальными ус­ловиями, в которых находится данный конкретный инди­вид, мы предлагаем подразделить способности на акту-

< Назад | Дальше >