Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Следовательно, необходима такая психологическая характеристика данной деятельности, которая включала бы в нее отношение самого индивида к этой деятельности, дающее 'при прочих равных условиях эффект развития его способностей.

Для психологического анализа нельзя деятельность рассматривать безотносительно к индивиду, характеризо­вать ее всегда как «развивающую» способность. Други­ми словами, к самой деятельности следует применить принцип качественного ее анализа. Другая задача, кото­рая связана с этой, состоит в том, чтобы раскрыть спо­собности как особое качество психической деятельности индивида и их роль в ней.

При этом сама реальная деятельность должна быть рассмотрена обязательно в соотношении с социальными условиями, в которых индивид действует. И, конечно, речь идет не просто о глобальном перечислении социаль­ных условий, влияющих на формирование способностей. Такое перечисление не раскрывает механизма формиро­вания способностей. Необходимо исследовать именно те

128

социальные условия, которые реально изменяют, разви­вают способности индивида.

В данном контексте под деятельностью будет пони­маться реальная деятельности индивида как процесс, ко­торый складывается из многообразных .проявлений чело­века в его связях и отношениях, включающих в себя и конкретный вид общественно полезной деятельности. Понятие «реальная деятельность индивида» гораздо шире по своему содержанию, чем понятие только конкретного вида общественно полезной деятельности. Необходимо понять, как в этой реальной деятельности, протекающей в определенных для данного индивида социальных усло­виях, происходит развитие способностей. Исследователи, изучающие специальные виды способностей, часто под­черкивают, что последние могут развиваться только в со­ответствующем виде деятельности, который требует именно этих способностей. Индивид всегда связан с ус­воением общественных способов деятельности, специфич­ных для данного ее вида, выработанных на данном этапе общественного развития, и в этом смысле развитие спе­циальных способностей общественно обусловлено специ­фическими требованиями, логикой, которая зафиксиро­вана в этих способах деятельности.

Возможность развития способностей к определенному виду деятельности может быть выявлена в предшествую­щем развитии индивида, до занятий этим видом деятель­ности или во время совершенно другой деятельности. В этой связи интересна мысль В. И. Киреенко. Исходя из положения о том, что способности проявляются и раз­виваются только в той деятельности, которая требует со­ответствующих способностей, он предостерегает от упро­щенного его понимания, будто способность, например, к рисованию и живописи может развиваться только в про­цессе изобразительной деятельности. В. И. Киреенко под­черкивает, что эта способность, подобно всякой другой, может развиваться не только в процессе работы над ри­сунком, но и в других видах деятельности, например в простой игре, в повседневном восприятии, в наблюдении окружающей действительности.

Исходя из этого, по-видимому, правильнее говорить, что развитие способностей в целом связано не только с конкретным специальным видом деятельности, а со всей жизнедеятельностью индивида, с его реальной деятель-

5 Т. И. Артемьева (29

ностью, куда специальный вид деятельности включается в качестве составляющей.

Попытка раскрыть связь способностей и реальной де­ятельности индивида не сводится к тому, чтобы выяснить, например, их последовательность во времени, сказать, что чему предшествует. Задача состоит в том, чтобы просле­дить изменения, вносимые способностями в деятельность индивида.

В методологическом плане для раскрытия этой связи исходным является положение о психической деятельно­сти как регуляторе деятельности человека в целом.

Положение «способности развиваются в деятельно­сти» вскрывает главным образом их зависимость от дея­тельности, в то время как другая важнейшая сторона — выявление роли способностей в деятельности—разраба­тывается недостаточно, хотя именно этот аспект наиболее тесно связан с пониманием регуляторной функции спо­собностей как психологического образования. В чем же состоит специфическая роль способностей, понятых как индивидуализированный аспект психической деятельно­сти по отношению к реальной деятельности индивида? Что происходит с деятельностью индивида, когда его способности включаются в нее?

В этой связи специфическая роль способностей в от­ношении к реальной деятельности индивида выявляется в следующем: включение способностей в деятельность индивида означает качественное изменение протекания последующей деятельности. Это значит, что способности не просто проявляются в деятельности, но регулируют ее таким образом, что вся последующая деятельность ста­новится иной в смысле ее психологической характеристи­ки, психологической структуры, переструктурируют эту деятельность типичным для данного индивида способом. В этом смысле способности уже не выступают как зави­симая переменная от деятельности. Они выполняют дру­гую задачу. Существует значительное различие между тем, как способности проявляются в деятельности, и тем, как они регулируют само ее протекание.

Можно предположить, что регуляция деятельности индивида его способностями может иметь разные уровни. Она выражается в адекватности действии индивида об­щественным способам деятельности, зафиксированным в ней, с последующей их индивидуализацией, которая

130

есть свидетельство того, что индивид не только строит свою деятельность «сообразно свойствам предмета дея­тельности», но, отталкиваясь от логики предмета, учиты­вая эту логику как исходную, преобразует ее, давая тем самым новый результат, которого еще не было.

В общем виде можно констатировать, что индивид, ис-лодя из логики объекта, не оставляет ее в «первоздан­ном» состоянии, а изменяет, преобразует ее, в силу того, что психологически он соотносится с объектом в опреде­ленной конкретной ситуации, преобразует ее не безот­носительно к своим возможностям, а в соответствии с ними; он преобразует объект, следуя его логике, одновре­менно и в логике своих действий, конкретных задач, воз­можностей, способов и т. д. Поэтому способности не есть логика объекта как такового, они выступают как регу­лятор или логика действий субъекта, преобразующего объект. Благодаря логике субъекта логика объекта моди­фицируется, перестраивается, в результате чего предмет не остается тем же самым, а проявляется своими новы­ми, ранее неизвестными сторонами. Степень и диапазон этих изменений и преобразований логики объекта зави­сят от уровня способностей индивида, субъекта.

Итак, регулирующая функция способностей в отноше­нии деятельности проявляется в том, что индивид, строя свою деятельность соответственно логике ее предметно­сти, приходит к «новому предмету» Это одна сторона ре­гуляционной функции способностей.

Другая сторона регуляции деятельности индивида его способностями находит свое выражение в постановке им целей, планировании последующей деятельности и т. д.

< Назад | Дальше >