Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

46 См.: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание; Он же. Проблема спо­собностей и вопросы психологической теории.

47 См.: Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1973, с. 33.

125

штейна, но и в ряде работ последних лет. К их числу мож­но отнести монографию 'по 'математическим способностям В. А. Крутецкого48, работу О. И. Никифоровой 49, в кото­рой исследовалась проблема образного обобщения. Спе­циально проблеме обобщения и его роли в обучении по­священа монография В. В. Давыдова50.

Анализ способностей как особого качества психиче­ской деятельности показывает, что они являются выра­жением психических процессов в их обобщенном виде. Причем само собой разумеется, что способности высту­пают как результат развития психических процессов, как обобщенное их выражение, как свойства индивида, лич­ности.

Способности, как и психическая деятельность в целом, в которой они сформировались, характеризуются типич­ными чертами, присущими именно данному индивиду, они выступают как типичный стиль, способ действия, харак­теризующий одного индивида в отличие от другого. Это согласуется с положением Б. М. Теплова о том, что спо­собности всегда различны в качественном отношении, в своем индивидуальном выражении,

Мысль об обобщении как ядре способностей отверга­ет понимание способностей как привязанности к опреде­ленному виду деятельности.

Обобщение—это не характеристика данного вида деятельности в его отличии от другого, а механизм, кото­рый характеризует саму способность через качество осу­ществляемой деятельности. Благодаря обобщению соз­дается возможность перехода от одного вида деятельно­сти к другому, отвлекаясь от привязанности к какому-либо конкретному ее виду. Интересна структура математиче­ских способностей, разработанная В. А. Крутецким51, отличающаяся от структур способностей к специальным видам деятельности, приведенных другими авторами. Из ее анализа видно, что автор пытался не только изучить специальные операции и способы действий, характерные

48 См.: Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.,1968.

49 См.: Никифорова О. И. Исследования по психологии художествен­ного творчества. М., 1972.

50 См.: Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.

51 См.: Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников, с, 385—386,

126

для математической деятельности, но и вскрыть обще-психологичеокий механизм способностей. Можно сказать, что исследование математических способностей, предпри­нятое В. А. Крутецким, занимает как бы промежуточное место между исследованиями, которые изучают спе­циальные операции и способы действий, присущие ка­кому-либо виду конкретной деятельности, и теми работа­ми, которые пытаются вскрыть общепсихологические ме­ханизмы способностей.

Изучение психологического механизма способностей в конечном счете не является самоцелью, а представля­ет собой реальный способ выявления психических усло­вий овладения личностью богатством знаний, навыков, умений, выработанных человечеством. Изучение этого механизма необходимо для того, чтобы понять, как лич­ность приходит к наиболее эффективному участию в жиз­ни всего общества. Благодаря психологическому меха­низму способностей (обобщению) социальные способы действия всегда индивидуализируются.

В соответствии с целями данной работы необходимым является раскрытие связи способностей и деятельности не столько в плане генетическом, сколько в плане выяв­ления различных линий взаимосвязи способностей и дея­тельности в процессе их функционирования, а главное— нахождение той реальной основы, на которой эта связь «покоится». Нам представляется, что раскрытие этой связи в процессе функционирования деятельности и спо­собностей должно показать реальную, специфическую роль последних. Поэтому было бы более целесообразно рассмотреть связь не «деятельность — способности», а «индивид—деятельность» в соотношении с социальными условиями, в которых осуществляется процесс жизни ин­дивида. Поскольку психология имеет дело с реальными, конкретными индивидами, то тезис о развитии способно­стей в деятельности должен быть конкретизирован при­менительно к этим индивидам. Другими словами, конкре­тизация данного тезиса требует вычленения наличных со­циальных условий, в которых происходит их дея­тельность.

Ведь фактически не всякая деятельность для своего осуществления требует способностей. То, что в любой Деятельности участвует мышление, восприятие и другие психические процессы, еще не дает основания для их

127

характеристики как способностей. Дело в том, что инди­вид может выполнять деятельность чисто операционально, исполнительски, в соответствии с заданным эталоном, по инструкции, для чего ему вполне может быть достаточно тех или иных знаний, способности же, понимаемые как личностное свойство, а не просто как способность к мыш­лению, восприятию, в ней участвовать не будут. Отсюда можно сделать заключение, 'что в основу исследования способностей недостаточно положить просто принцип действия или исполнения.

Далее, не всякая деятельность развивает способности личности. Рассматривая общую структуру жизнедеятель­ности человека, в которой он одновременно осуществля­ет ряд различных видов деятельности, можно констати­ровать, что некоторые виды конкретной деятельности отвечают способностям личности и развивают их, тогда как другие ее виды отвлекают данную личность от основ­ной сферы развития ее способностей. Так, например, ес­ли человек, имеющий музыкальные или изобразительные наклонности, в силу условий своей реальной жизни вы­нужден заниматься технической деятельностью, то эта деятельность конечно, не будет развивать заложенные в нем наклонности.

< Назад | Дальше >