Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Наиболее существенную роль С. Л. Рубинштейн от­водил качеству психических процессов, качеству анали­за, синтеза и считал, что сама мыслительная способ­ность индивида зависит от характера их изменений.

Предположим, что индивид приступает к выполне­нию какого-то конкретного вида деятельности, который, помимо 'приобретения знаний, требует от него опреде­ленного качества психических процессов. В ходе ана-литико-синтетической деятельности происходит позна­ние свойств предметов, их особенностей и т. д. Далее анализ, синтез сменяются обобщением. Первым при­знаком этой смены служит переход от анализа свойств предметов к вычленению отношений между этими свой­ствами внутри данного 'вида деятельности. Новое каче­ство мыслительной деятельности на уровне обобщения отношений позволяет отвлекаться от конкретных осо­бенностей свойств предметов или явлений и дает воз-

44 См.: Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психоло­гической теории, с. 9—10.

122

можность видеть то или иное явление одновременно с нескольких сторон.

Когда у индивида 'вырабатывается высокий уровень обобщения отношений в пределах одной какой-то дея­тельности, то и при выполнении деятельности в другой области сказывается эта особенность. Осуществляется как бы перенос этого качества психических процессов на ряд других областей знания или деятельности. Ме­ханизм обобщения особенно отчетливо и наглядно обна­руживается в 'мыслительных способностях. От обобще­ния отдельных предметов и явлений мышление перехо­дит к вычленению, а затем 'и обобщению отношений между предметами и явлениями. Обобщение отношений дает возможность человеку выходить за пределы одной области знаний, за пределы узкой специальности к об­общению целых областей деятельности. Последнее про­исходит благодаря тому, что мышление совершается теперь комплексами, а это, а свою очередь, дает воз­можность огромных пропусков и сокращений.

Однако эти особенности обобщения дают не только легкость в осуществлении деятельности, не только со­здают возможность объединения разных областей дея­тельности, но делают возможным более «стремительное» осуществление данной деятельности, как бы «забегания вперед» при ее выполнении. Это означает, что в деятель­ности воспроизводится логика (как выявление сущест­венных свойств и особенностей) предмета деятельности. Тогда говорят о «логике» музыкального произведения, «логике» зрительного восприятия и т. д. Так, в музыке происходит отбор типичных звучаний благодаря обоб­щению, выделению некоторых типичных для данного композитора мелодических сочетаний, музыкальных «ходов».

Если человек знает общую формулу, 'принцип связи свойств какого-либо объекта, то он может оперировать с ним, точно не зная других 'его свойств. Проявление этой особенности обобщения можно отчетливо наблю­дать при изучении языка, в деятельности переводчика. В этой связи следует сослаться на анализ К. А. Слав-ской, которая пишет, что «при изучении языка первым этапом обобщения выступает выделение отношений между субъектом и предикатом (подлежащим и ска­зуемым) предложения. Человек, проделавший такое

123

обобщение, при чтении совершенно незнакомого текста получает возможность гораздо скорее понимать его смысл, нежели тот, кто должен каждый раз заново уста­навливать это отношение.

Содержание мыслительного процесса в этих 'случаях окажется различным: один, отправляясь от готового обобщения, будет идти к более точному пониманию смысла написанного, сказанного, а другой, не владею­щий обобщением, вынужден будет либо каждый раз заново 'проделывать весь формальный анализ членов предложения, либо пытаться понять смысл сказанного, не вычленяя субъект и предикат высказывания, что за­трудняет различение существенного и второстепенного. Это наиболее отчетливо выступает при чтении текста на чужом языке, которым вы еще не овладели в полной мере. Проделав обобщение, вы можете по некоторым формальным признакам, не зная точного смысла всех слов, определять место подлежащего (или группы под­лежащего) и сказуемого, а следовательно и понять текст» 4".

Исходя из положения о связи способностей с дея­тельностью в плане формирования механизма, струк­туры способностей, намеченной С. Л. Рубинштейном, необходимо 'раскрыть более общее соотношение способ­ностей и психической деятельности. Речь должна идти не только о психической деятельности как совокупности

45 Славская К. А. Мысль в действии. М., 1968, с. 191—192. Анализи­руя особенности научных открытий, Эйнштейн отмечал, что эти особенности состоят в сближении далеко отстоящих явлений, что они дают возможность широкого переноса закономерностей с одной области явлений на другую. Это сближение далеко отстоя­щих явлений выступает как следствие обобщения, благодаря кото­рому и становится возможным совершать пропуски, сокращения.

Говоря о качествах ума ученого, Ч. Дарвин подчеркивал роль способности к обобщению и рассуждению, которые дают возмож­ность вскрывать не только ближайшие, но и отдаленные причины явлений, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего, предвидеть далеко идущие последствия, разносторонне рассматри­вать вопрос, учитывать многообразие связей и отношений изучае­мых предметов и процессов. Обобщение дает возможность выво­дить на основании фактов общие законы и заключения. Ч. Дарвин писал о том, что без обобщений «невозможны хорошие и ориги­нальные наблюдения» (цит. по: Лысенко Н. Ф. Чарльз Дарвин о качествах ума ученого.—«Вопросы психологии», 1961, № 5, с. 157).

124

психических процессов (мышления, восприятия и т. д.), но и о психической деятельности в целом.

Для анализа развития способностей существенна их связь не только с конкретным, отдельным 'психическим процессом, но и 'с типичным для данной личности спо­собом психической деятельности в целом. Это дает воз­можность перейти от способности мышления, восприя­тия и т. д. ,к пониманию способностей как 'синтетиче­ской характеристики данной личности с характерным для нее протеканием процессов мышления, памяти и т. д. и обобщенных психических деятельностей, спосо­бов психической деятельности, которые дают возмож­ность индивиду создавать новое.

Такая 'постановка вопроса совпадает и с намечен­ным Б. М. Тепловым положением об индивидуально-психологических особенностях способностей как целост­ных характеристиках индивида. По Теплову, точно так же как каждая способность не может быть привязана к одному виду общественно полезной деятельности, так и в своем психологическом механизме она не может быть привязана к одному психическому процессу (вос­приятию, мышлению и т. д.).

Раскрытие общих особенностей преобразующей пси­хической деятельности дает возможность понять меха­низм универсализации способностей, их переноса с одной области деятельности на другую. С. Л. Рубинштейн при анализе способностей ставит акцент на качестве психи­ческих процессов или психических деятельностей и под­черкивает, что ядром способностей являются не усвоен­ные, не автоматизированные операции, а психические процессы, посредством которых осуществляется регуля­ция этих операций, качество этих процессов46. «Способ­ность к обобщению, свернутость, гибкость мысли важны для решения самых разнообразных мыслительных задач не только в любой науке, но и в обыденной жизни. Имен­но эти качества выдающийся советский психолог С. Л. Ру­бинштейн считал характерными для всякого мышле­ния»47,— пишет Л. А. Вентер.

Существенная, «необходимая» роль механизма обоб щения была показана не только в трудах С. Л. Рубин-

< Назад | Дальше >