Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Б. М. Теплов подчеркивал, что значение своеобра­зия способностей вытекает из того факта, что успешное творческое выполнение деятельности может быть до­стигнуто психологически различными путями. Нет ни­чего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что суще­ствует лишь один способ успешного выполнения вся­кой деятельности. Эти способы бесконечно разнообраз­ны, как многообразны человеческие способности", писал он. Это важное положение нивелируется в том определении способностей, которое делает упор на при­годность индивидов к выполнению общественно полез­ной деятельности.

Без акцента 'на качественном своеобразии нельзя по­нять сущность творческих способностей людей. А само это своеобразие 'невозможно выяснить, если не учиты­вать социальной обусловленности индивидуальной дея­тельности и психологического ее аспекта, который во главу угла ставит качественно своеобразное сочетание способностей, свойственное каждому индивиду.

При такой постановке проблемы оба подхода (со­циологический и психологический) оказываются диалек-

43 См.: Теплов Б. М. Способности и одаренность.—«Учен. зап. Гос. науч.-исслед. ин-та психол.», 1941, т. II.

119

тически взаимосвязанными. Именно это обстоятельство дает возможность трактовать способности индивида не только как условия, делающие его пригодным к выпол­нению уже существующих видов общественно полезной деятельности, но и как психические свойства, позволяю­щие ему перестраивать старые виды деятельности, и — что особенно характерно для современной эпохи быстро­го технического прогресса — открывать новые виды дея­тельности, совершать переходы от одного ее вида к дру­гому.

2. Диалектика деятельности и способностей

Основным 'принципом, сформулированным в 30-х го­дах С. Л. Рубинштейном в советской психологии, на осно­ве которого развивалась вся дальнейшая разработка проблемы способностей, был принцип о развитии спо­собностей а деятельности. Тем самым был намечен путь исследования способностей, который 'вел от самих спо­собностей к их проявлению в деятельности; он показы­вал, что формирование способностей 'происходит в за­висимости от деятельности. Его реализация 'и конкрети­зация осуществлялись в дальнейшем таким образом, что способности стали связываться с конкретным, спе­циальным видом деятельности; это нашло свое выраже­ние как ;в их научном определении, так я в экспери­ментальных их исследованиях. Об этом шла речь выше. Здесь же необходимо отметить, что в данном случае выступал прежде всего генетический план анализа спо­собностей, вскрывающий способ .их происхождения. Однако, кроме генетического аспекта, в исследовании способностей чрезвычайно важен функциональный.

Положение о развитии способностей в деятельности имеет обобщающий смысл и предполагает его конкре­тизацию в плане выяснения соотношения способностей и психической деятельности в процессе их функциони­рования.

Основная направленность психологического подхода заключается в том, что способности выводятся из вся­кого психического процесса—восприятия, мышления и т. д., а не рассматриваются только как исключитель­ное проявление личности. Причем сами способности понимаются как высший этап развития психических

120

Процессов, которые, развиваясь, переходят в психиче­ское свойство. Большинство советских психологов в по­нимании способностей именно так и подходят к ним, исследуя психические процессы.

Между психическими процессами и психическими свойствами существует диалектическая связь. Проте­кание .психических процессов находится в непосредст­венной зависимости от свойств и особенностей личности, с другой стороны, любой психический процесс .в ходе деятельности личности (рассмотренной с точки зрения ее возможностей, условий для развития личности) пе­реходит в психическое свойство личности. Возьмем в этой связи такой психический процесс, как мышление. Развитие этого процесса в результате деятельности дает то, что обычно называют творчеством. В свою очередь, процесс развития слуха дает, например, развитый му­зыкальный слух и т. д. Иначе говоря, сами психические свойства личности не могут быть поняты вне их связи с психическими процессами (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев и др.).

Психические свойства личности «окрашивают» ее деятельность, «пронизывают» отношение личности к другим людям, труду и т. д. Поэтому возникновение психических свойств зависит от всей предшествующей деятельности личности. Последующая же деятельность есть проявление и развертывание этих сложившихся свойств. Способность, понимаемая как личностное свой­ство, выступает своеобразным «побуждением» к новой деятельности.

Понимание способностей как высшего этапа разви­тия психических процессов предполагает необходимость анализа тех условий, при которых происходит превра­щение психических процессов в способность. Основным условием такого превращения С. Л. Рубинштейн счита­ет обобщенность как качество психических процессов.

Многолетние теоретические 'и экспериментальные ис­следования психология мышления, умственных способ­ностей позволили С. Л. Рубинштейну дать структуру этих способностей. Автор пришел к выводу, что струк­тура всякой актуальной умственной способности вклю­чает в себя два компонента: во-первых, это более или менее слаженная и отработанная совокупность опера­ций—способов, которыми осуществляется соответст-

121

вующая деятельность; во-вторых, это качество психи­ческих процессов, которые регулируют функционирова­ние этих операций и.

При этом следует подчеркнуть, что оба эти компо­нента рассматриваются автором не один вне другого, а в тесной взаимосвязи. Причем, отдавая должное сла­женности и отработанности совокупности операций (ибо ни одна актуальная способность не может существо­вать, если она не вобрала в себя те методы и приемы, которые уже выработаны), необходимых для выполне­ния какого-либо вида конкретной деятельности, С. Л. Рубинштейн подчеркивает большую значимость второго компонента умственных способностей, а именно качества психических процессов, регулирующих функ­ционирование этих операций.

В структуре умственных, познавательных способно­стей, предложенной С. Л. Рубинштейном, учитываются имеющиеся знания или, другими словами, сюда входит характеристика деятельности, аккумулирующей в себе «объективированные» способности людей. Для того что­бы индивид смог выполнять ту или иную деятельность, он должен усвоить те приемы, методы и операции, без знания которых невозможно ее выполнение.

< Назад | Дальше >