Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

34 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, с. 257. 343 Там же, с. 255.

'" Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М., 1964. с. 535.

113

чать деятельность человека в ее психологическом соста­ве, изучать психологические функции и процессы, он ь то же время предостерегал от сведения деятельности только к изучению процессов: деятельность в психологи­ческом плане не исчерпывается ими, она должна изу­чаться в связи с личностными свойствами, ибо в ней на­ходит свое выражение конкретное отношение человека к действительности, в этом отношении выявляются реаль­ные свойства личности

Значение деятельности С. Л. Рубинштейн видел преж­де всего в том, что в ней «и через нее устанавливается действительная связь между человеком и миром, благо­даря которой бытие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъекта и объекта »36

С. Л. Рубинштейн подчеркивает роль деятельности для раскрытия объективного подхода к исследованию психического. В деятельности человека все психические свойства не только проявляются, но формируются и со­вершенствуются. Из принципа связи психического с де­ятельностью, сформулированного С Л Рубинштейном, и был сделан методологический вывод о необходимости ис­следования способностей через деятельность.

По Рубинштейну, деятельность — это не только воз­действие, изменение мира и порождение различных объ­ектов в этом мире, но и позиция по отношению к людям, к обществу, которую в своей деятельности человек ут­верждает. Следовательно, им выдвигается требование изучать деятельность индивида в связи с личностным принципом.

Мы акцентируем внимание на изучении психологи­ческого аспекта деятельности по той причине, что имен­но оно дает возможность выявить и психологический аспект способностей.

Труды основоположников марксизма-ленинизма не только дают возможность понять общественно-истори­ческий характер развития деятельности и способностей, но и содержат ряд высказываний, помогающих раскрыть психологический их аспект. Еще в ранних работах Марксом была высказана фундаментальная мысль, имеющая принципиальное значение для понимания проблемы способностей, о том, что каждое из человече-

36 Рубинштейн С Л. Основы общей психологии Изд 2, с 536 114

ских отношений к предметному миру является присвое­нием «человеческой действительности» 37.

Исходя из этого положения, в психологии делается вывод, что в результате присвоения человеческой дей­ствительности происходит «воспроизведение индивиду­умом исторически сформировавшихся человеческих спо­собностей и функций . Формирующиеся у человека в ходе этого процесса способности и функции представ­ляют собой психологические новообразования, по отно­шению к которым наследственные, прирожденные меха­низмы и процессы являются лишь необходимыми, внут­ренними (субъективными) условиями, делающими воз­можным их возникновение; но они не определяют ни их состава, ни их специфического качества»38. Здесь мы видим попытку рассмотреть проблему способностей с точки зрения их происхождения и формирования.

Мысль, изложенная в приведенной цитате, получила свое дальнейшее развитие в последующих работах39. И все же надо отметить, что еще до сих пор в большин­стве психологических работ нет ясного и четкого вычле­нения психологического аспекта проблемы способно­стей. Имеет место смешение психологического и социо­логического аспектов при их анализе. В этой связи определенный интерес представляет дискуссия на стра­ницах журнала «Вопросы психологии» по проблеме способностей 40.

Основой дискуссии послужило выдвинутое А. Н. Ле-онтьевым положение о том, что развитие способностей индивида находится в непосредственной зависимости от усвоения им продуктов человеческой культуры. В подтверждение этой мысли он приводит такие аргу­менты: во-первых, с появлением человека современного типа процесс морфогенеза прекращается, а с этого мо­мента процесс развития начинает управляться общест-

7 Mapi\c 1\ ч Энгельс Ф Сочинения, т 42, с 120

8 Леонтьев А Н Об историческом подходе в изучении психики че ловека—В кн Психологическая наука в СССР, т 1 М, 1959, с 23

39 См, например Леонтьев А Н О формировании способностей — «Вопросы психологии», 1960, № 1

40 См там же; см также Рубинштейн С Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории—«Вопросы психологии», 1960, № 3

115

вейно-историческими законами. Эти законы распростра­няются на развитие как общества, так и образующих его индивидов; во-вторых, все приобретения в ходе человече­ской истории не закрепляются в морфологической струк­туре, не передаются по наследству, в результате чего спе­цифически человеческие способности «могут воспроизво­диться только в порядке их онтогенетического форми­рования, т. е. в качестве прижизненных образований»;

< Назад | Дальше >