Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Однако эти знания, способы действия и т. д. состав­ляют лишь необходимое условие для развития способно­стей, но они не входят в состав самих способностей. Для вычленения их психологического состава главное внима­ние должно быть уделено пониманию способностей как:

регуляции индивидуальной деятельности; качества пси­хических процессов; процесса превращения психических процессов в психические свойства личности; типичного

33 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 3, с. 44—45. 110

для данного индивида стиля, способа действия, характе­ризующего одного индивида в отличие от другого.

Психологический аспект способностей в плане пере­численных особенностей соответствует психологическому аспекту деятельности индивида.

Разумеется, что способности не покрывают всей пси­хической деятельности индивида в целом. Они являются специфической формой регуляции деятельности индиви­да, связанной прежде всего с теми ее особенностями, ко­торые «обслуживают» созидательную сторону его жизне­деятельности, в то время как психическая деятельность индивида в целом выступает регулятором всей его жиз­недеятельности.

По-видимому, анализ проблемы способностей должен начинаться не непосредственно с соотнесения способно­стей и деятельности (в ее конкретно-эмпирическом или даже структурном выражении) индивида, а с рассмотре­ния более общих соотношений — индивида с обществен­ной сущностью в плане ее опредмечивания и распредме-чивания.

С «присвоения» индивидом совокупности знаний, соб­ственно говоря, и начинается развитие способностей, по­скольку способности индивида существуют не в отрыве, а в тесной связи с деятельностью, осуществляемой чело­вечеством.

Это «присвоение» человеческой деятельности в спо­собностях не сводится только к усвоению предшествую­щих знаний, опыта человечества. Действительные спо­собности начинаются не с распредмечивания, а с опред­мечивания. Если бы все сводилось только к «присвое­нию», то не было бы такого бурного прогресса науки, техники, культуры. Ибо задача любого поколения заклю­чается в создании новых продуктов, в совершении новых открытий в целях дальнейшего воздействия на природу-, а усвоение предшествующего опыта составляет только предпосылку такой деятельности, хотя и необходимую. И в этой связи вопрос о развитии способностей человека в общественно-историческом плане следует рассматри­вать следующим образом: присваивая продукты прош­лой деятельности, человек развивает в себе некоторые способности. Но истинное развитие способностей проис­ходит ти..ько тогда, когда он добавляет нечто новое от себя к прошлому опыту и тем самым объективирует себя

111

в продуктах своего труда. То, что со стороны человека,' субъекта проявляется в форме деятельности, то в продук­те, по выражению Маркса, находит свое выражение в форме покоящегося свойства, в форме бытия или пред­метности. Любая материальная вещь, которой мы поль­зуемся, представляет собой «объективированные» спо­собности людей.

Таким образом, новый продукт, орудие, научное от­крытие еще не содержатся ни в тех объектах, которые были созданы ранее, ни в самом субъекте. Они появляют­ся только в результате взаимодействия субъекта с объ­ектом и только через деятельность субъекта.

Приведенные высказывания К. Маркса о понятии де­ятельности и развитии человеческих способностей рас­крывают эти вопросы в общественно-историческом, со­циологическом плане. Из них должны быть сделаны ме­тодологические выводы для психологии.

Когда психологи говорят, что понятие деятельности яв­ляется центральным для психологии, то, исходя из соци­альной обусловленности деятельности, они должны изу­чать не социальную деятельность, а собственно психоло­гический ее аспект, т. е. то, что служит предметом пси­хологии. Выявить психологический аспект в деятельности означает не что иное, как проанализировать те психиче­ские процессы и ту психическую деятельность, которые служат необходимым условием выполнения как практи­ческой, так и теоретической деятельности. Именно они регулируют деятельность в широком смысле слова и поз­воляют как усваивать накопленные достижения, так и приумножать их.

Если же говорить более конкретно, то выявить психо­логический аспект в деятельности человека — значит проанализировать те психические процессы и психиче­скую деятельность, которые регулируют деятельность в широком смысле слова и при помощи которых субъект приходит к решению тех или иных жизненных задач.

В этой связи следует остановиться на одном моменте, особо отмеченном С. Л. Рубинштейном. В работе «Бытие и сознание» он писал, что если рассматривать мышление, восприятие как деятельность, в ходе которой реализует­ся отношение человека к окружающему миру, то она вы­ступает не просто в качестве психической деятельности, а как деятельность познавательная, эстетическая и т. д. —

112

в целом как деятельность теоретическая. С. Л. Рубин­штейн подчеркивал, что понятие «психическая деятель­ность» должно быть освобождено от тех двусмысленно­стей, которые были в него привнесены идеалистической интроспективной концепцией, рассматривавшей психиче­скую деятельность как «производство» психических об­разов или идей и отождествлявшей ее, по существу, с деятельностью человека как субъекта. Он поясняет свою мысль примером: если ученик должен запомнить или воспроизвести в своей памяти какой-то материал, то сто­ящая перед ним задача расценивается интроспективной психологией как задача по «производству» необходимых представлений и это «производство» выдается за его дея­тельность. Однако когда ученик решает какую-то «мне­моническую» задачу, то он проделывает познавательную работу, восстанавливая весь ход предшествующих собы­тий, а не просто создает внутренние психические образы. Готовя заданный урок, он осуществляет не просто пси­хическую, но и учебную, познавательную деятельность.

Согласно С. Л. Рубинштейну, «деятельность челове­ка как субъекта—это его практическая и теоретическая деятельность»34. Отрицая интроспективную интерпрета­цию психической деятельности как «производство» обра­зов, С. Л. Рубинштейн, во-первых, раскрывал ее реаль­ную регуляторную роль в практической и теоретической деятельности человека; во-вторых, ставил задачу иссле­довать специфические формы этой регуляции (побуди­тельную, исполнительскую и т. д.); в-третьих, выявлял формы существования психического. «Основным спосо­бом существования психического является его существо­вание в качестве процесса, в качестве деятельности» 34а,— писал он, продолжая тем самым линию И. М. Сеченова.

С. Л. Рубинштейн утверждал, что «психологическое изучение деятельности, включая в себя изучение функ­ций и процессов как необходимый и существенный пси­хологический компонент, открывает поэтому новый, бо­лее синтетический и конкретный план психологического исследования, отличный от того, в котором протексют изучение функций»". Подчеркивая необходимость изу-

< Назад | Дальше >