Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Так, в структуру деятельности как начальный ее мо­мент автор включает цель, выступающую вместе с тем как предвидение результата, который необходимо полу­чить в процессе деятельности; мотив как выражение по­требностей, желаний, интересов человека; сам предмет деятельности как тот объект, который должен быть из­менен. «Деятельность должна протекать сообразно свой­ствам предмета деятельности, т. е. непременно включать знание о них. Деятельность, далее, включает определен­ные приемы, орудия труда, инструменты, средства воз­действия на предмет, своеобразие которых определяется характером цели и особенностями предмета деятельно­сти. Особое место среди способов и средств достижения цели занимают умения и навыки человека» 32, — пишет Л. И. Анцыферова.

При этом предполагается, что предмет деятельности, обстоятельства, в которых он находится, орудия деятель­ности, умение, знания, навыки человека следует относить к условиям деятельности.

Приведенные исследования по психологической раз­работке деятельности показывают, что в них выявляются

30 См.: Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. М., 1970, с. 147.

31 См.: Климов Е. А. Путь в профессию. Л„ 1974, с. 113.

32 Анцыферова Л. И. Принцип связи сознания и деятельности и ме­тодология психологии.—В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969, с. 65.

108

специфичность деятельности как психологической кате­гории, отличие деятельности от действий, подчеркивается связь, взаимодействие со средой, отмечается целенаправ­ленность, указывается роль потребностей в деятельности.

Однако при всем этом правомерным остается вопрос, который, по-видимому, указанием на все эти связи и за­висимости не решается,— вопрос о том, что изучает пси­холог при анализе деятельности человека.

В исследованиях по рассматриваемой проблеме мож­но отметить две тенденции: первая заключается в том, чтобы найти в психической деятельности общие призна­ки, черты, структуру и т. д., свойственные деятельности в целом, попытки подвести психическую деятельность под общее определение деятельности; вторая — в том, чтобы проанализировать психическую деятельность как специ­фический, качественно отличный от других вид деятель­ности. В нашу задачу не входит специальный анализ и сопоставление этих двух тенденций. Можно лишь конста­тировать их различие.

Трактовка деятельности лишь как некоего реального процесса, состоящего из совокупности действий, выража­ет в известной мере ее операциональную характеристику. Кроме того, все понятия, через которые она описывается, как-то: цель, потребности и другие, — сами нуждаются в глубоком научном анализе, в то время как использова­ние их для определения сущности деятельности предпо­лагает их полную ясность.

Далее, из данного психологического рассмотрения де­ятельности совершенно нерешенным остается вопрос:

каким же образом при такой трактовке деятельности мо­жет быть реализован тезис «Способности развиваются в деятельности»?

Для уточнения методологических позиций в отноше­нии понимания деятельности обратимся к положению Маркса. По Марксу, человеческой деятельности прису­щи такие свойства, как объективирование деятельности в продуктах труда, которые становятся достоянием дру­гих, и, во-вторых, присвоение индивидами опыта, кото­рый воплощен в этих продуктах.

К. Маркс подчеркивал, что человеческая деятельность носит общественно-исторический характер, ее формы мо­гут проявляться только в обществе и через общество и зависят от конкретных условий.

109

В процессе исторического развития каждое новое по­коление застает готовый мир, включающий в себя куль­туру, науку, производственный опыт, а также определен­ные общественные отношения, т. е., говоря словами Маркса, «человеческую действительность». Умение поль­зоваться всем этим наследием предполагает, что люди присвоили, рассекретили его для себя. Любое орудие тру­да, любой предмет «содержит» в себе мысли, опыт, уме­ние предшествующих поколений, создавших и усовершен­ствовавших его. Чтобы овладеть орудиями и предмета­ми, необходимо усвоить знания и навыки, нужные для их использования, а также идеи, воплощенные в этих дости­жениях человеческой культуры.

К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предше­ствующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятель­ность при совершенно изменившихся условиях, а с дру­гой — видоизменяет старые условия посредством совер­шенно измененной деятельности» 33.

Каждое поколение в целом в своей общественно-пре­образующей деятельности усваивает прошлый опыт, т. е. по существу распредмечивает, или «присваивает», чело­веческий совокупный труд, зафиксированный в достиже­ниях культуры и науки.

Этот принцип присваивать совокупный человеческий труд свойствен не только поколению в целом. Каждый человек в своей общественно-трудовой деятельности для успешного ее выполнения должен овладеть теми знания­ми, способами действий, которые выработаны другими людьми.

< Назад | Дальше >