Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

23 Критический анализ этого положения дан в ряде работ советских психологов (см., например: Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973, с. 220—236; Брушлинский А. В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968; Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности; Каган М. С. Человеческая деятельность).

105

А. Н. Леонтьев отмечает, что при изучении деятель­ности мы имеем дело с особенными, конкретными ее ви­дами, которые можно различать между собой по различ­ным признакам: «...по их форме, по способам их осущест­вления, по их эмоциональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике, по физио­логическим механизмам и т.д. Однако основное, что отли­чает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность... предмет деятельности есть ее действительный мотив» 24. Иными словами, по Ле-онтьеву, понятие деятельности необходимо связано с мо­тивом. В соответствии с этим А. Н. Леонтьев дает сле­дующее определение деятельности: «Те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т. е, активное, отношение субъекта к действительности, мы будем называть, в отличие от других процессов, про­цессами деятельности» 25.

Пытаясь проследить отличие деятельности от дейст­вий, А. Н. Леонтьев пишет, что от деятельности надо от­личать процессы, называемые действиями. Действие — это процесс, мотив которого не совпадает с тем, на что оно направлено, а лежит в той деятельности, в которую оно включено, и далее: «Мы называем деятельностью процессы, которые характеризуются психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что по­буждает субъекта к данной деятельности, т. е. мотивом» 2а.

В этих положениях разграничиваются действия и опе­рации, подчеркивается совпадение мотива с результатом деятельности. В то же время не раскрывается сам про­цесс деятельности, ее конкретно-практическая сущность;

кроме того, что особенно важно для разбираемой пробле­мы, неясен вопрос: каким образом психическая деятель­ность регулирует деятельность внешнюю, если они обе имеют одинаковое строение и если деятельность индиви­да отражает предметные способы человеческой деятель­ности в целом?

Бесспорно, что человеческая деятельность предметна, поскольку она всегда есть взаимодействие субъекта с

21 Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии, с. 104. 25 Леонтьев А. II. Проблемы развития психики. М., 1972, с. 39. 23 Там же, с. 510.

106

объектом. Но суть проблемы состоит в самом понимании предметности деятельности. И если одни авторы понима­ют предметность деятельности только как оперирование с предметом, как присвоение способов действия, закреплен­ных в общественных предметах, то другие понимают ее более широко. Здесь имеется в виду позиция К. А. Абуль-хановой. Автор не соглашается с той точкой зрения, со­гласно которой общественная деятельность понимается только как способ действий, закрепленных в обществен­ных предметах, которые должны быть усвоены людьми, выступает против понимания предметности деятельности как разделения трудовых операций между людьми и т. д., против понимания деятельности только как оперирова­ния с предметом или даже его изменения. Она пишет:

«Попытка раскрыть понятие общественной сущности че­ловека, «предметности» через характеристику заключен­ного в нем способа действия затемняет понимание этой сущности как общественных отношений. Характеристика предметности человеческой деятельности — это прежде всего характеристика общественных форм организации человеческой деятельности» ".

В других работах советских психологов, например в учебных пособиях для педагогических институтов, сказа­но, что «совокупность действий, которые объединены об­щей целью и выполняют определенную общественную функцию, составляет деятельность»28 или: «Деятельно­стью называется совокупность действий человека, на­правленных на удовлетворение его потребностей и инте­ресов» 29.

Из этих определений видно, что деятельность в конеч­ном счете определяется здесь через действие и сводится к совокупности действий, что, на наш взгляд, является не­достаточной ее характеристикой, так как и само действий также требует своего объяснения и определения.

Более расширенное понимание деятельности дается в «Общей психологии» (под ред. А. В. Петровского). Здесь деятельность связывается с развитием потребностей, по-

27 Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности, с 155.

28 Психология. М., 1966, с. 426; Общая психология. М., 1973, с. 99. 2!! Рудик П. А. Психология. М., 1964, с. 409; Психология. Под ред П. А. Рудика. М., 1974, с. 88.

107

рождающих ее, с наличием сознаваемой цели, с актив­ностью человека 3".

Конкретизировать понятие деятельности в ее психо­логическом смысле сделал попытку Е. А. Климов. По его мнению, достаточно строгий психологический смысл по­нятия деятельности выражают следующие признаки: про­цесс действий, сознательная направленность в целом на приспособление к требованиям среды и некоторое преоб­разование ее, значимость деятельности для существова­ния и развития человека и общества st.

Л. И. Анцыферова обобщает состояние разработки проблемы деятельности в советской психологии, исследу­ет деятельность в связи с развитием сознания, психики человека в целом. При этом анализ проблемы психоло­гической структуры деятельности ведется с позиций взаи­модействия целей, мотивов, установок.

< Назад | Дальше >