Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

В таком случае, как отмечает К. А. Абульханова, воз никает опасность прямого, механического переноса со циологического подхода (в частности, к деятельности) г> психологию1Т. Понятие предметной деятельности начи­нает неправомерно рассматриваться как психологическое Возникает вопрос: должны ли психологи рассматривать ту же самую предметную деятельность или они, выделяя собственно-психическую деятельность, устанавливают со­отношение последней и первой?

Психология, рассматривая деятельность как общую социологическую характеристику индивида, должна в силу специфики своего предмета обратиться к изучению психологического аспекта деятельности индивида, ибо анализ последнего и дает возможность понять, как инди­вид приходит к освоению тех или иных знаний, видов деятельности, к открытию новых гипотез и т. д.

Поэтому в понимании деятельности необходимо выде­лить два аспекта: общий — социологический и специаль­ный — психологический. Хотя они тесно взаимосвязаны, однако психологический аспект имеет относительную са­мостоятельность и обладает своеобразием.

Особенность деятельности человека заключается в том, что она управляется через психику, сознание, отра­жение, которые являются необходимым условием осуще­ствления деятельности человека, понятой в широком смысле слова как реализация отношения человека к окружающему миру, как взаимосвязь с социальными условиями и т. д. Здесь уместно привести высказывание Ф. Энгельса: «...Никак не избегнуть того обстоятельства, что все, что побуждает человека к деятельности, должно проходить через его голову...»18.

Изучение психологического аспекта деятельности свя­зано с анализом психологического аспекта способностей.

17 См.: Абульханова К- А- О субъекте психической деятельности М , 1973, с. 106. Но/же К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 21, с. 290.

10 i

Подчеркивая необходимость выделения психологическо» го аспекта, мы ни в коей мере не хотим сказать, что мож­но ограничиться только изучением психической деятель­ности, ибо в этом случае исчезает связь индивида с об­щественными условиями. Задача 'состоит в том, чтобы проследить все эти зависимости, не допуская односторон­него решения проблемы.

В советской психологической науке разработке про­блемы деятельности в ее психологическом выражении уделяется большое внимание. При этом советские пси­хологи в понимании деятельности исходят из такой важ­нейшей ее характеристики, как предметность. В этом воп­росе позиция всех советских психологов едина. Однако по мере раскрытия сущности деятельности, ее конкрети­зации среди психологов появляются значительные разно­гласия, которые выражают их различные подходы к кар­динальным проблемам психологической науки — пони­манию социальной обусловленности развития человека, строения его психики и т. д.

В процессе психологической разработки проблемы деятельности анализу подвергаются само понимание со­держания деятельности, различные ее формы и виды проявления, исследуются строение, структура, делаются попытки вскрыть ее динамику.

Подход к деятельности как главному условию форми­рования психики позволил саму психику рассматривать как явление динамическое, формирующееся и развиваю­щееся в процессе жизни: «Психические свойства лично­сти — не изначальная данность, они формируются и раз­виваются в процессе ее деятельности» ". Из этих поло­жений следует, что понятие деятельности является корен­ным для психологии.

Конкретизируя понятие деятельности применительно к психологии, С. Л. Рубинштейн указывал, что оно упо­требляется в различных смыслах. О деятельности гово­рят, связывая ее с определенным органом (например, сердечная деятельность), или же применительно к чело­веку как субъекту и т. д. При этом Рубинштейн подчер­кивал, что во избежание возможной путаницы необходи­мо эти толкования дифференцировать. В этой связи он писал, что всякая деятельность есть вместе с тем и про-

19 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940, с. 515. 104

цесс или включает в себя процессы, но не всякий процесс выступает как деятельность человека. Под деятельностью человека как субъекта деятельности он понимал «про­цесс, посредством которого реализуется то или иное от­ношение человека к окружающему миру — к другим лю­дям, задачам, которые ставит перед ним жизнь» 20.

Аналогично понимает деятельность К. К. Платонов, который пишет, что человеческая деятельность «может быть определена взаимодействием человека со средой, в котором человек осуществляет сознательно поставленную цель» ". Существенным в таком понимании деятельности является подчеркивание связи человека с объективным миром, а также момент целенаправленности деятель­ности.

Значительное место анализу содержания человеческой деятельности уделено в работах А. Н. Леонтьева. Он ис­ходит из того, что основной характеристикой деятельности является ее предметность. Это значит, что научное «ис­следование деятельности необходимо требует открытия ее предмета». «Развитие предметного содержания дея­тельности,—пишет А. Н. Леонтьев,—находит свое выра­жение в идущем вслед за ним развитии психического от­ражения, которое регулирует деятельность в предметной среде»22.

Генетически исходной и основной формой человече­ской деятельности, согласно А. Н. Леонтьеву, является деятельность внешняя, чувственно-практическая. Эта практическая деятельность порождает всю внутреннюю психическую деятельность индивида. А. Н. Леонтьев счи­тает, что в качестве одного из важнейших достижений психологической науки на современном этапе является вывод о том, что внешняя и внутренняя деятельность име­ет одинаковое, общее строение23.

20 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957, с. 256—257.

21 Платонов К,- К. Вопросы психологии труда. М., 1962, с. 12.

22 Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии.— «Вопросы философии», 1972, № 9, с. 99.

< Назад | Дальше >