Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

4 Т. И. Артемьева

97

со стороны человека, субъекта проявляется в форме дея­тельности, то в продукте, по выражению Маркса, нахо­дит свое выражение в форме покоящегося свойства, в форме бытия или предметности.

Таким образом, при анализе деятельности всегда нужно учитывать, что она представляет собой двуединый процесс, где, с одной стороны, субъект в процессе труда, отдавая свои «сущностные силы» и способности, объек­тивирует себя в них, с другой стороны, само это объекти-вирование субъекта предполагает встречный процесс по­знания, овладения, раскрытия, «присвоения» свойств объекта, который был создан предшествующими поко­лениями, другими людьми до него. Понятие деятельности правильно можно раскрыть только при учете этих двух сторон.

По Марксу, вся деятельность человека есть не только процесс развертывания его «сущностных сил», реально проявляющийся в опредмеченном качестве, но опредме-чивание выступает как распредмечивание, и наоборот. «Величие гегелевской «Феноменологии» и ее конечного результата — диалектики отрицательности как движуще­го и порождающего принципа, — писал Маркс, — заклю­чается, следовательно, в том, что Гегель рассматривает самопорождение человека как процесс, рассматривает опредмечивание как распредмечивание, как отчуждение и снятие этого отчуждения, в том, что он, стало быть, ухватывает сущность труда и понимает предметного человека, истинного, потому что действительного, чело­века как результат его собственного труда» ".

В процессе объективирования,опредмечивания,пере­хода «сущностных сил» субъекта в объект происходит и само формирование субъекта. Происходит не только со­здание объекта, того или иного предмета, влияние субъек­та на объект, но и изменение самого субъекта. Преобра­зуя объект, субъект в то же самое время преобразует и себя. Но это преобразование объекта своим непременным условием включает познание его особенностей в сущест­венных связях и закономерностях.

В связи с анализом труда в «Капитале» Маркс писал, что деятельность представляет собой процесс, в резуль­тате которого субъект переходит в объект, что деятель-

98

Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 158—

159.

ность и предмет взаимно проникают друг в друга. Тем самым в результате деятельности устанавливается не только связь между субъектом и объектом, но и отноше­ние субъекта к продуктам его деятельности.

В работе Г. С. Батищева «Деятельная сущность че­ловека как философский принцип» сделана попытка рас­крыть предметность человеческой деятельности, кото­рая, по его мнению, «образует первейшее собственное определение». Предметность деятельности раскрывается автором на основе мысли Маркса о распредмечивании и опредмечивании. «Деятельность не ,,околопредметна", не просто подвержена влиянию предметов, но сама именно предметна, потому что непрестанно совершает распред­мечивание и тем самым аутентично „переводит" предмет­ность на „язык" активности сущностных сил человече­ских индивидов в их взаимном общении, на „язык" обще­ния как активности» ", — пишет Г. С. Батищев. Соглас­но мнению автора, «распредмечивание—это универсаль­ный „переводчик" природы и предметных форм культу­ры на „язык" сущностных сил общественного и общаю­щегося с другими индивидами человека, т. е. на субъек­тивный „язык" самих способностей как живой культу­ры» ".

Одновременно с этим процессом имеет место и дру­гой, а именно «запечатление живой активности как про­цесса жизни человеческих сущностных сил в предмете, превращение логики действования субъекта в свое пред­метно-зафиксированное изображение и обретение субъек­том своей действительности в объектах, несущих на себе и хранящих образ его деяния, есть опредмечивание» 12.

Иначе говоря, по Батищеву, деятельность представ­ляет диалектическую взаимозависимость двух противо­положных, но тесно связанных процессов — опредмечи­вания и распредмечивания.

Однако следует отметить, что в работах этого автора, несмотря на акцентирование внимания на индивидуаль­ной активности, само содержание этой активности почти не раскрывается. В этом плане нам представляется более

10 Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как философский

принцип.— В кн.: Проблема человека в современной философии,

с. 98.

" Там же, с. 99. 12 Там же.

4* 99

< Назад | Дальше >