Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Деятельность животного осуществляется непосредст­венно под властью его физических потребностей, в то вре­мя как «человек,—по словам Маркса,—производит да­же будучи свободен от физической потребности, и в ис­тинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее...». И далее: «...продукт животного не­посредственным образом связан с его физическим орга­низмом, тогда как человек свободно противостоит свое­му продукту»3-4.

Человеческая деятельность носит общественный ха­рактер, поэтому .классики марксизма-ленинизма рассмат­ривали ее как часть целостного процесса взаимосвязи лю­дей с обществом, как непосредственное включение чело­века в систему существующих общественных отношений

2 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 93. 3-4 Там же, с. 93, 94.

95

Маркс и Энгельс применяли понятие человеческой дея­тельности в широком общефилософском смысле как спо­соб существования человеческого общества. Такой фор­мой человеческой деятельности является труд, производ­ство материальных благ.

Анализ деятельности возможен также через решение проблемы создания продуктов труда и их превращения в условие дальнейшей деятельности.

Во всех социальных процессах деятельность людей из­меняет как конкретные условия существования индиви­дов, так и общество в целом. Понятие деятельности упот­ребляется Марксом также и для характеристики разнооб­разных человеческих отношений к миру, в которых про­является и совершенствуется человеческая сущность. Ина­че говоря, Маркс употреблял понятие деятельности как в ее общем значении, так и для характеристики ее кон­кретных видов. Не случайно поэтому он писал, что «че­ловеческая действительность столь же многообразна, как многообразны определения человеческой сущности и че­ловеческая деятельность» 5

Труды классиков марксизма-ленинизма раскрывают те основные принципы, которые лежат в основе человече­ской деятельности; к ним можно отнести преобразующий, созидательный характер деятельности, ее предметность, использование орудий труда, сознательность и целесооб­разность, общественный характер, обусловленность ре­зультатами прошлой деятельности, накопленным опытом, знаниями и т. п.

Одна из основных и наиболее общих характеристик человеческой деятельности предполагает анализ отно­шений субъекта и объекта. Основа понимания деятель­ности как субъектно-объектных отношений раскрыта Марксом.

Деятельность человека предполагает известное про­тивопоставление субъекта и объекта.

В работе О. Г. Дробницкого «Природа и границы сфе­ры общественного бытия человека» ° рассмотрены особен-

5 Маркс К. и Энгельс ф. Сочинения, т. 42, с. 120.

6 См.: Дробницкий О. Г. Природа и границы сферы общественного бытия человека.— В кн.: Проблема человека в современной фило­софии. М., 1969, с. 189.

96

ности Марксовой характеристики человеческой деятель­ности как целесообразной. Автор неоднократно подчер­кивает, что человеческая деятельность целесообразна, включает в себя постановку цели, выбор из арсенала при­роды средств для ее осуществления и т. д. Кроме целе­сообразности, О. Г. Дробницкий отмечает вместе с тем и такую существенную характеристику деятельности, как целеполагание, которое выражается в постановке новых целей.

Иначе говоря, он рассматривает деятельность не толь­ко в едином процессе распредмечивания и опредмечива-ния, но и в единстве познания и созидания, во взаимо­проникновении духовных и материальных ее особенно­стей. Проблема опредмечивания и распредмечивания рассматривается в аспекте соотношения теоретической и практической деятельности.

В своих ранних произведениях Маркс определял дея­тельность как опредмечивание субъекта, которое вместе с тем есть распредмечивание объекта'. Человеческая деятельность, по Марксу, представляет собой опредмечи­вание человека, или, иначе, процесс объективного раскры­тия его «сущностных сил». Позже в «Капитале» Маркс понятия опредмечивания и распредмечивания заменяет соответственно понятиями объективирования и присвое­ния (субъективирования).

Деятельность человека можно рассматривать как со стороны субъекта, так и со стороны объекта. Примени­тельно к субъекту процесс трудовой деятельности пред­ставляет собой объективирование «сущностных сил» че­ловека. «Во время процесса труда, — говорит Маркс, — труд постоянно переходит из формы деятельности в фор­му бытия, из формы движения в форму предметности»6. Применительно же к объекту процесс труда является преодолением этого объекта. В результате процесса тру­да объект подчиняется человеческим потребностям, про­исходит «очеловечивание природы» (Маркс). Благодаря человеческой деятельности происходит как объективиро­вание «сущностных сил» в продуктах труда, которые ста­новятся достоянием других, так и присвоение индивида­ми свойств, которые воплощены в этих продуктах. То, что

7 См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 121, 158—159.

8 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 23, с. 200.

< Назад | Дальше >