Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

16. Активность (имеется в виду личная активность).

17. Работоспособность.

18. Организованность.

Автор из перечисленных 18 типичных качеств выделя­ет 7 специфических, без которых невозможно говорить об организаторских способностях. Это — психологическая избирательность, практически-психологический ум, пси­хологический такт (перечисленные три свойства составля­ют то групповое специфическое качество личности орга­низатора, которое автор называет организаторским чуть­ем); общественная энергичность, требовательность, кри­тичность составляют второе групповое качество способ­ного организатора, которое автор обобщенно называет способностью воздействовать на других, и третье груп­повое специфическое качество личности способного орга­низатора—склонность к организаторской деятельности.

Автор считает, что для осуществления организатор­ской деятельности необходимы единство, ансамбль этих качеств, ибо только в комплексе все эти качества и свой­ства являются организаторскими способностями ".

74 См.: Уманский Л. Кто может стать организатором.— «Молодоч коммунист», 1966, № 9, с. 79—84; Он же. Организаторские способ-

92

Как явствует из изложенного, изучение структур спо­собностей к конкретным видам общественно полезной деятельности идет по линии перечисления более частных способностей, совокупность которых, по мнению авторов, и составляет способность к тому или иному конкретному виду деятельности. Одним из существенных недостатков приведенных структур способностей к конкретным видам деятельности является тот, что все перечисленные способ­ности как бы рядоположены друг с другом. Несмотря на то что все исследования проводились чрезвычайно кон­кретно, все же не появляется возможности нащупать об­щие механизмы способностей. Можно сказать, что эти исследования уводят к рассмотрению различных видов деятельности и немного дают для общей психологической теории способностей.

Основной вывод, который напрашивается после рас­смотрения приведенных структур способностей, состоит в том, что необходимо более обстоятельное рассмотрение самого психологического механизма развития способно­стей. По-видимому, последний должен быть «вы­веден» не из особенностей конкретных специальных видов деятельности, но прежде всего из особенностей пси­хической деятельности индивида, взаимодействующего с социальной действительностью и осуществляющего спе­циальные виды деятельности. Вероятно, путь к исследо­ванию психологической структуры способностей надо на­чинать не с изучения самой проблемы способностей и их структуры, а с выявления связи способностей с психиче­ской деятельностью индивида, с выяснения того особого качества психической деятельности, которое представля­ет феномен способностей. Необходимо не просто конста­тировать особенность этого феномена в его соотношении с психической деятельностью, а определить эту особен­ность через роль данного феномена в жизнедеятельности индивида.

поста и их развитие.—«Учен. зап. Курского пед. нн-та», 1967, вып. 21, с. 48, 51, 53.

Глава третья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СПОСОБНОСТИ

1. Общая характеристика категории «деятельность»

В последние годы проблеме деятельности человека уделяется большое внимание в области философии, со­циологии, психологии. Вышел ряд работ, в которых эта проблема анализируется в различных аспектах'. Благо­даря этому ее разработка в целом значительно продви­нулась вперед. Однако советские исследователи в по­давляющем большинстве подходят к изучению данного вопроса в соответствии со своими специфическими зада­чами, беря за основу ту или иную сторону человеческой деятельности. Поэтому, несмотря на значительные успехи, достигнутые в рассмотрении тех или иных конкретных ее сторон, общая ее характеристика пока что раскрыта недостаточно. В значительной степени это обусловлено многоплановостью и многогранностью самого содержа­ния человеческой деятельности.

Категория «деятельность» — одна из наиболее общих философско-социологических категорий, охватывающих огромный мир самых разнообразных явлений и процес­сов. Понятно поэтому, что определить ее исчерпывающим образом в одной дефиниции довольно сложно. Сущность этого определения во всех его 'оттенках можно выделить лишь 'в результате детального изучения конкретных сто­рон человеческой деятельности.

' См., например: Проблема человека в современной философии. М., 1969; Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии.—«Во­просы философии», 1972, № 9, 10; Маркарян Э. С. Системное ис­следование человеческой деятельности.— «Вопросы философии», 1972, № 10; Буева Л. П. Проблема деятельности в марксистской и буржуазной социологии.— В кн.: Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М., 1972; Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974, и др.

94

В настоящей работе сделана попытка рассмотреть не­которые особенности, специфические черты диалекгико-материалистического подхода к человеческой деятельно­сти, связанной так или иначе со способностями, и указать на те ее конкретные свойства, из которых складывается это понятие в марксистской философской науке.

Хотя предпосылки деятельности имеют место и в жи­вой природе, но, по существу, она является социальной категорией, ибо о деятельности говорят применительно к человеку, понимая при этом его общественную трудовую деятельность, которая, в свою очередь, обусловлена всей системой общественного разделения труда. Поэтому дея­тельность рассматривается как важнейший аспект об­щественной жизни.

Коренные отличия деятельности человека от жизне­деятельности животных состоят прежде всего в том, что «деятельность» животного направлена на обеспечение биологических потребностей, она слита с его жизнедея­тельностью. «Животное, — говорил К. Маркс, — непосред­ственно тождественно со своей жизнедеятельностью... Оно есть эта жизнедеятельностью 2.

В отличие от жизнедеятельности животных, деятель­ность человека есть сознательный общественно-трудовой процесс, который совершается путем использования ору­дий труда, что позволяет человеку выделиться из природы.

< Назад | Дальше >