Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

В целях психологического анализа изобразительной деятельности В. И. Киреенко были выделены предпола­гаемые способности, подвергшиеся экспериментальному исследованию. Надо отметить, что для эксперимента подбирались такие задачи, которые не требовали специ­альных навыков и умений. Сам процесс рисования был исключен, но экспериментальные задачи были подобраны таким образом, что для их решения требовалась изучае­мая способность. При этом автор писал, что «в наших ис­следованиях самым сложным вопросом явился вопрос о разграничении способностей от сопутствующих им уме­ний и навыков» 73.

По В. И. Киреенко, способность к изобразительной деятельности как сложное комплексное образование включает в свою структуру ряд необходимых и специ­фичных способностей. Таковыми являются: 1) целост­ность восприятия; 2) оценка отклонений от вертикали и горизонтали; 3) оценка пропорций; 4) оценка светлотных отношений; 5) оценка перспективных сокращений; 6) спо­собность к цвету, которая скорее имеет наибольшее от­ношение к живописи, чем к выполнению рисунка; 7) зри­тельная память.

Л. И. Уманский, изучая способности к организатор­ской деятельности, пришел к выводу, что можно выде­лить 18 типичных качеств, свойств личности, которые при­сущи способным организаторам.

1. Способность «заряжать» своей энергией других лю­дей, активизировать их. Автор назвал это качество об­щественной энергичностью, подчеркивая, что она имеет не индивидуально-личный, а именно общественный, обра­щенный на других характер.

2. Практически-психологический ум как качество,, обеспечивающее способность находить наилучшее прак­тическое применение к каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей.

3. Способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать. Это качество было названо психоло­гической избирательностью.

4. Способность видеть недостатки в действиях и пос­тупках других людей — критичность.

73 Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной дея­тельности, с. 126.

91

5. Психологический такт (в отличие от педагогическо­го) —способность установить контакт с другими людьми, исходя из их индивидуально-психологических особенно­стей и состояния в данный момент.

6. Общий уровень развития как показатель сообра­зительности, разносторонности и общих умственных спо­собностей человека.

7. Инициативность как творческая, так и исполни­тельская.

8. Требовательность к другим людям.

9. Склонность к организаторской деятельности.

10. Практичность—способность непосредственно, быстро и гибко применять свои знания и свой опыт в ре­шении практических задач.

11. Самостоятельность, в отличие от внушаемости и слепой подражательности.

12. Наблюдательность.

13. Самообладание, выдержка.

14. Общительность.

15. Настойчивость.

< Назад | Дальше >