Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

69 См.: Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М 1960, с. 411.

88

Под педагогическими способностями Н. Д. Левитов понимает ряд качеств, которые имеют отношение к раз­личным сторонам личности учителя, выделяя при этом прежде всего качества, имеющие отношение к его умст­венной деятельности. К числу педагогических способно­стей он относит: 1) способности к передаче детям зна­ний в краткой и интересной форме; 2) способность по­нимать учеников, базирующуюся на наблюдательности;

3) самостоятельный и творческий склад мышления;

4) находчивость или быструю и точную ориентировку;

5) организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего учительского коллективам

Ф. Н. Гоноболин делит качества учителя на собст­венно педагогические способности и свойства, которые сопутствуют им 70.

В структуру педагогических способностей он вклю­чает: 1) способность делать учебный материал доступ­ным учащимся; 2) понимание учителем ученика;

3) творчество в работе; 4) педагогическое волевое вли­яние на детей; 5) способность организовать детский коллектив; 6) интерес к детям; 7) содержательность и яркость речи; 8) ее образность и убедительность; 9) пе­дагогический такт; 10) способность связывать учебный материал с жизнью; 11) наблюдательность (по отноше­нию к детям); 12) педагогическую требовательность.

В исследовании Н. В. Кузьминой 71 (где под «струк­турой» понимается ансамбль свойств и их взаимодейст­вие) в состав педагогических способностей включены:

1) конструктивные способности — способность «проекти­ровать личность ученика», отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применитель­но к возрастным и индивидуальным особенностям детей;

2) организаторские способности—способность вклю­чать учащихся в различные виды деятельности и делать коллектив инструментом воздействия на каждую отдель­ную личность, делать личность активной; 3) коммуника­тивные способности — способность устанавливать пра­вильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся и их требований к учителю. '

70 См : Гоноболин. Н. Ф. Психологический анализ педагогических способностей.—В кн.: Способности и интересы. М., 1962, с. 237.

71 См.: Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.

89

Проблеме способностей к изобразительному виду дея­тельности посвящена книга В. И. Киреенко 72.

Задача,которая стояла перед исследователем,заклю­чалась в том, чтобы на основе психологического анализа изобразительной деятельности, требований, которые она предъявляет к рисующему, вычленить специфические осо­бенности, отличающие «изобразительное» восприятие от обычного, «житейского». Замысел работы состоял также и в том, чтобы, изучая эти особенности, дать определен­ный ответ на вопрос, идет ли речь о способностях или о знаниях, навыках, умениях или других свойствах лично­сти? Была сделана попытка подойти к изучению способ­ностей с точки зрения индивидуально-психологических различий между людьми. Эта работа по своему замыслу, по теоретическому пониманию способностей близка ра­ботам Б. М. Теплова.

Понятие «изобразительная деятельность» очень ши­роко по своему содержанию, ибо оно включает в себя различные виды изобразительного искусства: графику, живопись, скульптуру, архитектуру и др. При всем разно­образии этих видов они имеют общую основу, общий фун­дамент—рисунок, на котором строятся различные виды изобразительной деятельности. В силу этого способно­сти к рисованию являются самыми существенными и не­обходимыми по сравнению с другими способностями, ко­торые также имеют место при осуществлении различных видов изобразительной деятельности.

Изучению подвергалось прежде всего восприятие как процесс непосредственного отражения действительности, как процесс, без которого нет ни ярких образов памяти, ни образов творческого воображения. Именно поэтому автор, исследуя основные способности к изобразительной деятельности, анализировал прежде всего индивидуаль­но-психологические различия, относящиеся к особеннос­тям зрительного восприятия и зрительных представлений. Одной из 'стоящих перед автором задач была задача по вычленению специфических особенностей восприятия, не­обходимого для изобразительной деятельности, в отличие от восприятия, которое нужно человеку в его повседнев­ной жизни и для других видов деятельности.

72 ЙтеЙсТи:0 в- и- психология способностей к изобразительной 90

< Назад | Дальше >