Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Методологическим принципом, который следует по­ложить в основу анализа способностей как психологиче­ской категории, на наш взгляд, является диалектика общего, особенного и единичного. В таком случае оказы­вается возможным выявить в содержании способностей не только то, что отличает одного индивида от другого, но и то, что их объединяет. Чтобы реализовать такой методологический принцип, необходимо при объясне­нии способностей индивида исходить из общих способ­ностей, родовых свойств, как говорил Маркс, и показать, как из них диалектически вырастают индивидуальные различия в способностях.

В этой связи возникает вопрос: как следует под­ходить к самой структуре способностей? Какие требо­вания и принципы выдвигает методологический анализ способностей в отношении их психологической структу­ры? Нам представляется, что структура способностей органически связана с самим содержанием, сущностью способностей.

Анализ способностей на уровне общего означает необходимость вычленения общепсихологического меха­низма способностей, выступающего как особое качество мышления, восприятия, памяти, т. е. психических про­цессов, которые присущи всем людям, их родовых свойств. Анализ же способностей на уровне особенного показывает, как проявляется этот общий психологиче­ский механизм в зависимости от особенностей различ­ных, конкретных видов деятельности, сложившихся под влиянием общественного разделения труда. Уровень же

86

единичного в способностях указывает на неповторимость и типичность для данного индивида способов действия, которые обусловлены его природным отличием от дру­гих индивидов, конкретными социальными условиями и индивидуальными путями его развития.

В нашей работе не предлагается некая «универсаль­ная» структура, приложимая ко всем многообразным способностям человека. Обсуждение этого вопроса идет здесь несколько в ином направлении: выявляется необ­ходимость сформулировать принципы, которые следует учитывать при подходе к психологической структуре способностей.

Как же рассматривается психологическая структура способностей в советской науке?

В психологической литературе специальным способ­ностям посвящен ряд работ. В их число входят работы Б. М. Теплова о музыкальных способностях, К. К. Пла-тонова—о летных способностях, Н. Д. Левитова, Н. Ф. Гоноболина, Н. В. Кузьминой о педагогических способностях, В. И. Киреенко об изобразительных спо­собностях, Л. И. Уманского об организаторских способ­ностях, В. А. Крутецкогоо математических способностях, П. М. Якобсона, М. Г. Давлетшина о технических способ­ностях и др. Рассмотрим некоторые из них.

Работы Б. М. Теплова67, обобщая исследования за­рубежных и советских ученых, раскрывают сложность музыкальной деятельности и показывают, какие специ­фические способности необходимы для успешного ее осуществления. Б. М. Теплов пришел к выводу, что для занятия любым видом музыкальной деятельности, в отличие от всякой другой, необходимо такое сложное психологическое образование, как музыкальность, под которой он понимает комплекс специфических, свойст­венных только музыкальной деятельности способностей.

Основными способностями, составляющими музы­кальность, по Б. М. Теплову, являются: 1) музыкальный слух в его двух компонентах—звуковысотном и ладо­вом; 2) музыкально-репродуктивная способность (спо­собность к слуховому представлению); 3) музыкально-ритмическое чувство. При этом Б. М. Теплов отмечает,

См.: Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М, 1947; Он же. Проблемы индивидуальных различий.

87

что музыкальность служит составным компонентом музыкальной одаренности, но не единственным и не исчерпывающим ее. Он считал, что в музыкальную ода­ренность могут быть включены и другие качества, общие и для других видов деятельности. Автор считал право­мерным отнести к ним силу, богатство и инициатив­ность воображения; умение эмоционально погружаться в захватившее музыканта содержание и концентриро­вать на нем все свои душевные силы; особенности вни­мания, памяти; уровень знаний, жизненный опыт.

Основной замысел работы Б. М. Теплова состоял в подробном рассмотрении отдельных музыкальных спо­собностей, являющихся специфичными и составляющих музыкальную одаренность, а также качественно-своеоб­разного сочетания этих способностей, свойственного индивиду.

Заслуга в изучении другого вида способностей — .четных—принадлежит К. К. Платонову. Он пришел к выводу, что под летными способностями надо понимать совокупность, «структуру» достаточно стойких индиви­дуально-психологических качеств личности, определяю­щих успешность обучения летной деятельности. К их числу относятся: 1) особенности темперамента, в кото­рых проявляются черты силы, подвижности и уравнове­шенности нервных процессов; 2) интерес к летной дея­тельности, стремление совершенствовать свое мастерст­во; 3) настойчивость, решительность, смелость; 4) воз­можность произвольно значительно улучшить продук-гивность своей деятельности, хотя бы кратковременно;

5) эмоциональная устойчивость, в частности эмоцио­нально-моторная и эмоционально-сенсорная; 6) иници­ативность, сообразительность, самокритичность;

7) быстрое переключение и устойчивость внимания;

8) скорость и точность сложных видов двигательных реакций, а главное сенсомоторной координации; 9) хо­рошая координация движений, ловкость; 10) легкость образования и переделки двигательных навыков68.

Проблема педагогических способностей69 разраба­тывалась Н. Д. Левитовым, Ф. Н. Гоноболиным, Н. В. Кузьминой.

68 См.: Платонов К. К. Психология летного труда. М., 1960, с. 235

< Назад | Дальше >