Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

На наш взгляд, только индивидуальное своеобразие личности и ее способностей не являются основным объек­том психологии. При анализе рассматриваемой проблемы изучение индивидуально-своеобразных черт личности со­ставляет одну из задач психологического исследования. Научный его смысл состоит не в выявлении только неповторимости индивидуального своеобразия, а в рас­крытии тех закономерностей, которые привели к этому индивидуальному своеобразию черт личности или соче­танию ее способностей.

Другими словами, эти черты должны быть рассмот­рены не как уникальные, а как результат действия опре­деленных закономерностей. Как уникальные они могут

83

представлять, скажем, особый интерес для художествен­ных произведений. Но и в этом случае уникальность и неповторимость всегда опираются на какие-то типичные моменты. Даже при литературно-художественном отобра­жении действительности они включены в более общие идеи, тенденции и мысли.

Задачей научных исследований вообще и психологи­ческих в частности выступает изучение не уникальности и неповторимости способностей самих по себе, а развития способностей как результата закономерных тенденций, бесспорно включающих и своеобразие, и неповторимость, и уникальность, и оригинальность, и новизну.

В этой связи было бы неверно рассматривать спо­собности только как индивидуальные различия, диффе­ренцирующие людей. Задача состоит в том, чтобы понять способности как нечто общее для всех людей (по своему психологическому механизму и привязанности их к об­щественно сложившимся видам деятельности), но вместе с тем и как нечто индивидуальное, поскольку само поня­тие способностей предполагает возможность дифферен­циации индивидов.

Бесспорно, что понятие способностей включает в себя признак индивидуальных особенностей, позволяющих го­ворить о том, что один человек по сравнению с другим имеет какие-то преимущества при выполнении того или иного вида общественно полезной деятельности. Мы толь­ко хотим подчеркнуть, что факт индивидуальных разли­чий в способностях не должен заслонять собой то общее, из которого и вырастают эти различия. Иными словами, индивидуальные особенности могут быть поняты только в связи с общими.

Исходя из этого, следует объяснить природу индиви­дуальных способностей, отталкиваясь от общих способ­ностей, которые свойственны всем людям. Поэтому и ос­нову так называемых исключительных способностей надо искать не в них самих, а в тех общих свойствах, прису­щих всем людям и включающих в себя «исключительные способности» как свой необходимый компонент.

Способности всегда индивидуализированы, и эта индивидуализированность является общим фактом, при­сущим всякому «способному» индивиду. В этой связи закономерен вопрос об истоках этой индивидуализиро-ванности: благодаря чему она возможна, что является

84

ее источником? Исходным моментом для последа ющей индивидуализации служит различность в природных осо­бенностях, индивидуализирующих развивающиеся в про­цессе жизни способности индивида.

Одним из существенных вопросов, которые возникают при методологическом осмыслении структуры способно­стей, является вопрос о соотношении социального, при­родного и психологического в способностях в свете их индивидуализированности.

Роль социального в формировании способностей, как было сказано, следует понимать исходя не только из деятельности, но п из соотношения индивида и его дея­тельности, а точнее, индивида и его жизнедеятельности. Тогда анализ самой деятельности переходит от абстракт­ного ее понимания к конкретному анализу тех деятель-ностей, которые имеют место в жизни данного индивида.

Социальный подход предполагает учет определенных, конкретных социальных условий—условий непосредст-ственной жизнедеятельности, в которых происходит раз­витие способностей каждого индивида. Поскольку каж­дый человеческий индивид, живя в определенных истори­ческих условиях, имеет и свою собственную, личную историю, связанную с многообразием непосредственных социальных связей и конкретных деятельностей, то на этой почве и возникают индивидуальные способности, ко­торые своеобразны, неповторимы и присущи лишь данно­му индивиду. Причем неповторимость способностей ин­дивида обусловлена как его природным отличием от дру­гих индивидов, так и индивидуальными путями его развития (реальные условия жизни индивида). В этой связи С. Л. Рубинштейн писал, что «в результате инди­видуального жизненного пути, который проходит каждый человек, у него формируется—на основе его задатков— его индивидуально-своеобразный склад способностей» 6в.

Когда речь идет о способностях индивида, то важное значение приобретает вопрос об их психологических механизмах. При этом возникает необходимость изучить общий для всех индивидов психологический механизм способностей и проследить, как обнаруживается инди­видуальная форма его проявления. Обобщение как общий психологический механизм развития способностей реали-

66 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, с 545.

85

зуется в различных формах, соотносительно с задачами деятельности. Иначе говоря, это обобщение всегда инди­видуализировано. Трудность задачи по выявлению пси­хологического механизма обусловлена необходимостью анализа сложных взаимозависимостей общего, специаль­ного и индивидуального.

Правомерно считать, что в психологической структу­ре способностей необходимо учитывать компоненты:

общий, включающий в себя качества, присущие всем людям; специальный, обусловленный в основном систе­мой операций, связанных с деятельностью индивида, с ее специфическими особенностями; индивидуальный, указывающий на неповторимость и своеобразие способ­ностей именно данного индивида.

< Назад | Дальше >