Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Одним из основных является вопрос о социальной обусловленности развития способностей. Такая общая постановка вопроса о социальной обусловленности раз­вития способностей нуждается в конкретизации. Для психологии она должна быть конкретизирована таким образом, чтобы выяснить, как реализуются общие соци­альные условия каждым индивидом.

С этой целью представляется важным сформулиро­вать принцип зависимости развития способностей от кон­кретных социальных условийев как непосредственных условий жизнедеятельности индивида. При соотнесении способностей (или других психических свойств) с соци­альными условиями их развития или функционирования социальные условия рассматриваются не только унифи-цированпо по отношению ко всем индивидам, но и ста­тично. Между тем постановка вопроса об индивиде как субъекте (т. е. деятельном, а следовательно изменяющем эти условия, существе) требует преодоления этой ста­тичности. Представление об индивиде как субъекте, который не только испытывает на себе воздействие тех или иных условий, но изменяет, преобразует их, требует учета или констатации не только качества самих усло­вий, но и постоянно изменяющейся во взаимодействии с этими условиями активности индивида.

Выяснение этого соотношения обнаруживает меру ис­пользования (приспособления, преодоления, формирова­ния и т. д.) индивидом этих общих социальных условий, их отношение к данному конкретному индивиду.

Принцип конкретности в таком контексте не является синонимом эмпиричности, но фиксирует «различность» социальных условий, которая должна исследоваться по отношению к каждому индивиду, к его реальному

60 В более общей форме этот принцип разрабатывается К. А. Абуль-хаповой (см : Абульханова К- А. О субъекте психической деятель­ности. М., 1973).

73

существованию, к общественно различному способу осу­ществления им своей жизнедеятельности. Этот принцип дает возможность «заземлить» общую формулировку того, что социальные условия обусловливают развитие способностей, которая в силу своей универсальности не раскрывает реального процесса развития способностей индивида,опускает сами принципы индивидуального раз­вития и индивидуальной активности конкретного инди­вида.

Для выяснения способа существования данного инди­вида во всей его конкретности и реальности представляет­ся существенным сформулировать принцип необходимос­ти анализа предпосылок способностей. Анализ этот дол­жен начинаться с более широких характеристик, очерчи­вающих область возникновения способностей индивида. Эта область представляет взаимодействие индивида как определенного «особенного» (К. Маркс) общественного существа с социальной действительностью. Представле­ние об индивиде как активном, изменяющемся и изменя­ющем условия своего существования общественном су­ществе, а не как некоторой заданной и пассивно воспри­нимающей воздействия постоянной величине требует выяснения качества его активности. Это качество актив­ности общественного индивида в широком смысле слова, а не только вида его деятельности придает процессу взаимодействия индивида с условиями его бытия инди­видуальную, личностную окраску. Необходимо подчерк­нуть, что оно возникает на основе понимания индивида как действующего субъекта, а не только субъекта дея­тельности. В последнем случае субъект отбрасывается и остаются лишь способности и деятельность, взятые сами по себе. Учет активности индивида, представление о нем как о действующем субъекте сразу же требует рассмот­рения взаимодействия его с социальными условиями как процесса, т. е. как изменяющегося соотношения индивида с объективными условиями. Это изменение может иссле­доваться в его объективном выражении: можно конста­тировать, что именно в данных условиях изменил инди­вид, что осталось неизменным, что он принял, что отверг и т. д. Это взаимодействие может исследоваться в его субъективном, индивидном выражении. Оно предполагает некоторую обобщенную характеристику возможностей индивида, степени его изменчивости во взаимодействии

74

с этими условиями. Эта обобщенная характеристика ис­ходит и из анализа того, какие возможности (свои как индивида и заключенные в объективной действительно­сти) индивид реализует, а какие остаются нереализован­ными, как индивид выявляет те и другие возможности, как он превращает их в действительность.

В этом взаимодействии индивида с социальными усло­виями и заключены предпосылки способностей. Поста­новка вопроса об активности индивида, его изменчиво­сти и изменении им самим условий его жизнедеятельно­сти, о его развитии не только как природного, но и как общественного существа приводит к исследованию качественной определенности этой активности как спе­цифически индивидуального проявления. Здесь, по-види­мому, и заключена основа для постановки проблемы спо­собностей. Различие же индивидов проявляется в разном способе реализации ими своих возможностей, разных способах их превращения в действительность.

В этой связи способ исследования способностей по отношению к каждому индивиду должен включать:

фиксацию наличных, определенных социальных условий, учет того, в каком психологическом качестве для дан­ного индивида они выступают, рассмотрение жизнедея­тельности индивида, его природных данных как обще­ственного существа. Таковы исходные пункты для пси­хологического исследования проблемы способностей.

2. Общее, особенное и единичное в структуре способностей

Задачей психологической теории является определе­ние сущности способностей, закономерностей их развития и появления, а также путей их формирования. Однако, как видно из изложенного выше, знания, накопившиеся к сегодняшнему дню в психологии и включающиеся в теорию способностей, достаточно разноплановы. Часть этих знаний представляет собой совокупность некоторых представлений о способностях: описание этого явления, констатацию фактов, относящихся к сфере психологии способностей (например, исследования способностей, де­лающие упор на анализ того предметного материала, той сферы человеческой деятельности, в которой проявляют­ся способности—математические, литературные и др.),

75

описание случаев раннего формирования способностей, я также прослеживание эволюции способностей при pan нем пх проявлении. Эти знания представляют co6oL описание явления, самого феномена способностей. Дру­гие знания представляют соОой попытки раскрыть струк­туру способностей,создать психологическую теорию спо­собностей через анализ структуры конкречного вида дея­тельности. Наконец, к теории способностей относятся вопросы о соотношении: способностей и социальных условий их развития; врожденного, наследственного и приобретенного в формировании способностей; общече­ловеческого и индивидуального; наконец, историческо­го процесса развития способностей и индивидуального:

Эти вопросы представляют собой некоторые собственно-методологические линии анализа проблемы способностей.

Трудность анализа проблемы способностей заключа­ется в том, что все эти ,и эмпирические, и теоретические, и методологические положения без какого бы то ни было определения их характера проецируются на способности, а не рассматриваются как какие-то еще неполные знания о природе способностей. Не точнее ли было бы начинать обсуждение не с вопроса, что есть способности, а с во­проса о том, что мы о них знаем, как их можно себе представить на нынешнем этапе развития науки и в ка­ком направлении следует продолжать исследование проб­лемы.

Методологическое исследование проблемы способно­стей может, на наш взгляд, начинаться с определения места способностей в структуре психики индивида, с определения способностей через более общие соотноше­ния природных и социальных свойств человека, индиви­дуального и общественного, с исследования связи спо­собностей с индивидом и его жизнедеятельностью, онто­генетического и филогенетического аспектов и их соотно­шения в развитии индивида.

< Назад | Дальше >