Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

«Способность должна рассматриваться как индивидуаль­ная особенность личности, определяющая степень при­годности человека к какой-либо деятельности» ".

Л. А. Венгер исходит из разделения действий на ори­ентировочные и исполнительные. Пытаясь ответить на вопрос, что такое способности, он пишет, что способно­сти—это разные виды ориентировочных действий. Во­прос о соотношении знаний и умений и способностей представлен им в следующем виде: «Усвоение знаний и умений выступает как прямой результат обучения, а развитие соответствующих способностей—как его кос­венный результат. Косвенный — значит недостаточно управляемый, зависящий от многих случайностей, от

56 Крутецкий В. А. Психология математических способностей школь­ников, с. 80.

56 Давлетшин М. Г. Психология технических способностей школьни­ков. Ташкент, 1973, с. 21.

57 Там же, с. 156.

70

того, что сумеет «найти» сам ребенок. И естественно, что один «находит» больше, другой меньше»58.

В работе «Путь в профессию» Е. А. Климов вычленя­ет признаки понятия способностей. Это — индивидуально-психологическая особенность человека, обусловливаю­щая возможность успеха в какой-либо деятельности, осо­бенность, не сводящаяся к конкретным знаниям, отдель­ным навыкам, привычкам. От этих признаков он отделя­ет те, которые являются показателем уровня развития способностей. Сюда относятся: успешный результат деятельности, оригинальность, самобытность при выпол­нении работы, степень преодоления неблагоприятных условий среды, быстрота овладения новыми знаниями и навыками (хорошая обучаемость в той или иной обла­сти) 5а.

Приведенный материал свидетельствует о том, что в теоретической разработке проблемы исследованию под­вергались наиболее общие вопросы способностей: их определение, проблема задатков, вопрос об индивидуаль­ных различиях и путях развития способностей.

В этой связи представляется ценным положение о развитии способностей в деятельности, сформулирован­ное С. Л. Рубинштейном и развиваемое большинством советских психологов. Такое определение означает пре­жде всего стремление советских психологов реализовать марксистский подход в решении проблемы способностей, учесть их социальную обусловленность.

В данном положении констатируется взаимосвязь способностей и деятельности, что является безусловным. Но само определение способностей как свойств или ка­честв, делающих человека пригодным к успешному вы­полнению тех или иных видов деятельности, не несет в себе психологической нагрузки. Это определение слиш­ком общее. В наиболее ходовом варианте оно таково: спо­собности — это синтез свойств и качеств, обусловливаю­щих успешное выполнение определенной деятельности. Короче, способности — это условие успешного выполне­ния деятельности. С равным успехом в такого рода опре­делениях можно слово «способности» заменить, напри-

55 Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1973, с. 68 59 См.: Климов Е. А. Путь в профессию. Л., 1974, с. 129, 148.

71

мер, словами «характер» или «эмоции» и т. д. В конеч­ном счете условием успешного выполнения деятельности является и вся психика человека в целом, и его характер, и те или иные мотивы, и в значительной степени—эмо­ции человека.

Существенным недостатком подобного определения является то, что в нем подчеркивается только одна сто­рона дела — зависимость способностей от структуры дея­тельности, которая сама по себе не является психологи­ческой. Оно не раскрывает, вернее сказать, даже не ста­вит вопроса о том, какие изменения вносят способности человека в структуру самой деятельности. Хотя не вызы­вает сомнения, что наличие или отсутствие у человека способностей придает выполнению его деятельности ка­чественно разный характер, но при этом по-прежнему остается открытым вопрос: что такое способности инди­вида? Причем следует сказать, что определение способ­ности дается здесь именно через структуру конкретного вида общественно полезной деятельности, т. е. через ее предметный характер.

Понимание способностей как только условия успеш­ного выполнения того или иного вида общественно полезной деятельности по существу не раскрывает каче­ство структурирования способным индивидом своей дея­тельности.

Кроме того, правомерна постановка вопроса 'об отличии собственно способностей от деятельности, так как способности хотя и формируются в процессе дея­тельности, но в то же время имеют свою специфику. Иначе говоря, возникает проблема соотношения способ­ностей и деятельности как различных понятий, как явлений, имеющих различную специфику.

Способности как психологическое образование имеют свою специфику, свое качественное содержание. Отсюда и задача — раскрыть качественно-психологическое свое­образие способностей, не только дать их характеристику как социологического явления, что прежде всего фикси­руется в определении способностей, ставящем акцент на успешности выполнения различных видов деятельности, но и вскрыть их психологическое содержание, а это, по-видимому, означает необходимость понять психологиче­ский механизм способностей и вместе с тем учесть их со­циальную обусловленность.

72

Многие авторы считают, что проблема способностей— это проблема индивидуальных различий. Однако принцип индивидуальных различий подчас не связывается с при­годностью индивида к выполнению того или иного вида деятельности. Принцип этот фактически унифицирует индивидов, так как он исходит из одинакового для всех качества выполняемой деятельности.

< Назад | Дальше >