Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

носит: 1) активное, положительное отношение к матема­тике, склонность заниматься ею, переходящая на высо­ком уровне развития в страстную увлеченность;

2) ряд характерологических черт, прежде всего тру­долюбие, организованность, самостоятельность, целе­устремленность, настойчивость, а также устойчивые ин­теллектуальные чувства (чувство удовлетворения от на­пряженной умственной работы, радость творчества, от­крытия и т. д.);

3) наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний, например со­стояния заинтересованности, сосредоточенности, хороше­го «психического» самочувствия и т. д.;

4) определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области. Если человек, например, не имеет минимума знаний, навыков и умений в области математики, то он не может быть пригоден даже к за­урядной математической деятельности, хотя бы он и об­ладал большими математическими способностями;

5) определенные индивидуально-психологические осо­бенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности51.

Автор пишет о том, что первые четыре категории пе­речисленных свойств следует рассматривать как общие свойства, необходимые для всякой деятельности, а не считать их компонентами способностей, ибо в противном случае не избежать смешения понятий, «так как компо­нентами способности будут считаться интересы, склонно­сти, характерологические черты, навыки и умения».

«Весь же «ансамбль», синтез свойств личности как значительно более широкое понятие, чем способности, мы предпочитаем называть пригодностью или готовно­стью к деятельности»52,—пишет В. А. Крутецкий. Он указывает на то обстоятельство, что для осуществления деятельности нужны воля, интересы и склонности к ней, но в то же время пытается ограничить понятие собствен­но способностей в основном сенсорной, умственной и мо­торной сферами. «Итак, пригодность к деятельности (способность успешно осуществлять деятельность, спо-'

51 См.: Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М., 1968, с. 89.

52 Там же, с. 90. 68

собность в широком смысле слова) не может быть обу­словлена только наличием способностей в собственном смысле слова,—пишет В. А. Крутецкий.—Она может быть обусловлена только всем комплексом необходимых свойств личности, касающихся как интеллектуальной, так и эмоциональной и волевой сфер»53.

Мысль о разграничении собственно способностей и готовности, пригодности к деятельности, несомненно, правильна, но В. А. Крутецкий не дает четкого ответа на вопрос, что же понимать под «собственно способно­стями».

Он подчеркивает, что в понимании способностей надо исходить из психических процессов. «...Способности — это в том числе и индивидуальные особенности психиче­ских процессов — восприятия, внимания, памяти, вооб­ражения, мышления и т. д. Не надо полагать, что способ­ности—это всегда особенности какой-то своеобразной категории, несводимые к особенностям восприятия, па­мяти, мышления и т. д.

Собственно говоря, большинство исследований спо­собностей к конкретным видам деятельности и идет по пути вычленения в качестве компонентов (частных спо­собностей) прежде всего индивидуальных особенностей психических процессов—ощущения, восприятия, мыш­ления, памяти, воображения»54.

В то же время автор предостерегает от сведения всех компонентов способностей только к индивидуальным особенностям психических процессов. Наряду с индиви­дуальными особенностями психических процессов он вы­деляет в качестве компонентов способностей и более сложные индивидуально-психологические особенности, мы бы сказали личностные образования, включающие эмоционально-волевые моменты, элементы отношения, сформированные применительно к данному виду дея­тельности. Например, к ним относится математическая направленность ума, под которой понимается своеобраз­ное восприятие окружающего мира, выражающееся в стремлении математизировать явления окружающего мира, постоянно обращать внимание на математическую сторону явлений, всюду подмечать пространственные и

^ Тям же, с. 91 ;'4 Там же,

69

количественные отношения, связи и функциональные зависимости.

Так же как и другие авторы, В. А. Крутецкий счита­ет, что «способности — это всегда способности к опреде­ленному роду деятельности, они существуют только в соответствующей конкретной деятельности человека. По­этому они и выявлены могут быть лишь на основе ана­лиза конкретной деятельности» ".

Действительно, способности людей существуют как способности к конкретным видам человеческой деятель­ности—математике, музыке и т. д. Но сведение способ­ностей к различным видам деятельности приводит к тому, что и психологический механизм способностей выводится из этого конкретного вида деятельности, не позволяет дать общепсихологическую характеристику способно­стей.

Работы, исследующие проблему способностей в по­следние годы, не вносят существенно нового в трактовку этого вопроса. У некоторых авторов даже не возникает мысли о необходимости разработки самого понятия спо­собностей. Например, М. Г. Давлетшин пишет, что «наше понимание способностей сходно с тем, которое дается П. И. Ивановым», а именно «способность—это пригод­ность человека к той или иной деятельности»56, или:

< Назад | Дальше >