Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Как и все авторы, занимающиеся проблемой способ­ностей в советской психологии, В. И. Киреенко считает, что способности имеют общественно-историческое про­исхождение. «...Способности не есть продукт биологиче­ского развития, они представляют собой продукт обще-

''' См.: Платонов К- К; Шварц Л. Очерки психологии для летчиков. М„ 1948, с. 170—171; Левитов Н. Д. Психология труда. М., 1963, с. 82; Рудик П. А. Психология. М., 1964, с. 395; Игнатьев Е. И., Громов М. Д., Лукич Н. С. Психология. М., 1965, с. 325; Арте­мов В. А. Курс лекций по психологии. Изд. 2-е. М., 1958, с. 401;

Иванов П. И. Общая психология. Ташкент, 1964, с. 422; Мер­лин В. С. Очерки психологии личности. Пермь, 1959, с. 123.

45 Лейтес Н. С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей. Автореф. докт. дис. М., 1970, с. 3.

46 См.: Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971, с. 242—256.

17 Кирерпко В. И. Психология способностей к изобразительной дея­тельности. М., 1959, с. 26.

65

ственно-исторического развития людей»48,—пишет он. Исходя из положения о том, что способности проявля­ются и развиваются только в той деятельности, которая требует соответствующих способностей, он предостере­гает от упрощенного понимания его и говорит, что не следует думать, будто способность (например, к рисова­нию и живописи) может развиваться только в процессе изобразительной деятельности; развитие ее происходит не только в ходе работы над рисунком, но и в других ви­дах деятельности, например в игре, в повседневном вос­приятии, в наблюдении окружающей действительности.

Рассмотрение способностей в широком личностном плане отличает, как уже говорилось, работы Б. Г. Анань­ева, а также А. Г. Ковалева, В. Н. Мясищева, К. К. Пла-тонова.

А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев " ставят вопрос о лик­видации разрыва между способностями и другими свой­ствами личности и считают, что под способностями надо понимать ансамбль свойств, которые необходимы для успешного осуществления какой-либо деятельности, включая в них систему личностных отношений, а также особенности эмоциональные и волевые.

К. К. Платонов в понимании способностей исходит из связи способностей со структурой личности. Он считает, что структура личности состоит из четырех подструктур. В первую подструктуру входят направленность, отноше­ния и моральные черты личности. Ее можно назвать со­циально обусловленной подструктурой, или направлен­ностью личности. Во вторую входят знания, навыки, уме­ния и привычки. Кратко ее можно назвать «опытом». Третья объединяет индивидуальные особенности отдель­ных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы отражения: эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, волю и память. Автор

41i Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной дея­тельности, с. 27.

49 См.: Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности чело­века, т. II. Способности. Л., 1960; Ковалев А. Г. Психология лич-' поста Л., 1963; Мясищев В. Н. Проблема способностей в советской психологии и ближайшие задачи ее разработки.—Тезисы докла­дов на I съезде Общества психологов, вып. 3. М., 1955; Он же. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи.— В кн.: Проблемы способностей. М., 1962.

66

называет ее «функциональными особенностями лично­сти». В четвертую подструктуру входят свойства темпе­рамента, или типологические основы высшей нервной деятельности человека. Для краткости он называет ее «биологически обусловленной»50. Он подчеркивает, что сущность структуры не столько в элементах и подструк­турах, сколько во взаимосвязи их. К. К. Платонов ука­зывает, наряду с четырьмя подструктурами, еще на два общих качества личности, к которым относит характер и способности.

Рассмотрение способностей в широком личностном плане, а также попытка определять способности через личность, как нам кажется, переводят саму проблему способностей в область проблем личности. Кроме того, здесь кроется известная опасность «растворить» способ­ности в психологии личности, потерять собственный пред­мет исследования.

Конечно, понять способности можно только в связи с изучением личности, ее особенностей и деятельности. Личность и способности имеют прямую связь, однако это вовсе не означает, что одно может подменяться другим. Каждое из этих понятий имеет свое собственное содер­жание и специфические особенности. Разумеется, для того, чтобы индивид мог развить те или иные способно­сти, ему должны быть свойственны и интерес, и органи­зованность, и целеустремленность и т. д. Но все эти свойства можно считать как бы сопутствующими, скорее характеризующими пригодность к тому или иному виду общественно полезной деятельности, а не сами способно­сти. В этой связи нам кажется правильным разбор этого вопроса В. А. Крутецким, изучавшим математические способности. Любой вид деятельности, по В. А. Крутец-кому, является производным от определенного сочета­ния качеств личности. Автор, имея в виду успешное вы­полнение математической деятельности, к их числу от-

50 См.: Личность и труд. Сборник статей под ред. К. К. Платонова. М., 1965: Платонов К. К. Психологическая структура личности.— В кн.: Личность при социализме. М., 1968, с. 70—72; см. также:

Платонов К- К- Опыт изучения летных способностей.— Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956; Он же. К проблеме профессиональных способностей.—Тезисы докладов на совещании по вопросам психологии труда. М., 1957; Он же. Про­блемы способностей. М., 1972, с. 79—81.

67

< Назад | Дальше >