Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Т.И.Артемьева "Методологический аспект проблемы способностей"

Разбирая вопрос о роли задатков в развитии спо­собностей, он пишет о том, что необходимо учитывать естественные особенности личности, особенности работы мозга как определенные анатомо-физиологические пред­посылки. По мнению Б. Г. Ананьева, в процессе дея-

36 Ананьев Б. Г. Очерки психологии. Л , 1945, с. 127,

37 Там же, с. 130.

38 Там же, с. 131.

63

тельности задатки превращаются в способности, стано­вятся ими. По этому поводу он пишет: «Задатки стано­вятся реальными способностями, реализуются, пре­вращаются в действительность только через деятель­ность» 39.

Б. Г. Ананьев указывает, что способности и одарен­ность, составляя существенную-часть общей структуры личности, объединяют психические процессы с психиче­скими свойствами личности. Он ставит вопрос о взаимо­зависимости общего и специального развития, об их диалектике. Если ее не учитывать, то можно сделать ошибочный вывод, что способность есть функция спе­циального, частного вида деятельности человека. «Спе­циальные способности являются продуктом развития специальных видов деятельности, имеющих ведущее значение в общем развитии человека. Однако это общее развитие также имеет влияние на формирование потен­циальных свойств личности. Продуктом общего разви­тия является одаренность, которую С. Л. Рубинштейн не без основания называет «общей способностью». Сле­довательно, за вопросом о соотношении одаренности и специальных способностей, — пишет Б. Г. Ананьев, — стоит еще более фундаментальная проблема соотноше­ния общего и специального развития, особенно значи­мая для детской и педагогической психологии»40.

Работы Н. С. Лейтеса 4i посвящены изучению инди-' видуальных случаев детской одаренности. Автор при­ходит к выводу, что склонность к труду, умственному напряжению представляет собой основополагающий фактор одаренности.

В книге по умственным способностям 42, а также в учебнике" им дается определение способностей. Спо­собности рассматриваются автором как психологиче­ские свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельно-

39 Ананьев Б. Г. Очерки психологии, с. 124.

40 Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности.—В кн.:

Проблемы способностей. М., 1962, с. 18.

41 См., напр.: Лейтес Н. С. Склонность к труду как фактор одарен­ности—«Изв. АПН РСФСР», 1950, вып. 25.

42 См.: Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., 1960, с. 5.

43 См.: Лейтес Н. С. Способности.—В кн.: Психология. М., 1962, с. 466.

64

сти. От них зависят возможность осуществления и сте­пень успешности деятельности. (Надо отметить, что это определение способностей можно назвать традиционным, так как оно встречается в ряде работ, во многих учебных пособиях ".)

В дальнейших работах Н. С. Лейтеса подтверждается это определение способностей: «Способности—свойства личности, от которых зависят возможность осуществле­ния и степень успешности деятельности» ".

Н. С. Лейтес исследовал вопрос о предпосылках об­щих умственных способностей и пришел к выводу, что такоиыми являются активность и саморегуляция. Эти общие универсальные внутренние условия осуществле­ния любой деятельности проявляются конкретно в за­висимости от возраста 46.

Фундаментальная работа, исследующая изобрази-гельные способности, принадлежит В. И. Киреенко. Он понимает способности в духе Б. М. Теплова — как инди­видуально-психологические различия между людьми. Давая определение способностей, автор хочет подчерк­нуть взаимосвязь способностей и задатков: «К способно­стям будут относиться такие индивидуально-психологи­ческие особенности личности, которые формируются в определенной деятельности на основе имеющихся при­родных задатков и обеспечивают возможность успешно­го выполнения одной или нескольких деятельностей»".

< Назад | Дальше >